В небольшом северном городке Дудинка в Красноярском крае местные подростки на протяжении нескольких лет травили и жестко избивали 13-летнего школьника. Жертву заставляли терпеть унижения и делать отвратительные поступки, которые шокировали даже взрослых. Все свои «геройства» малолетние садисты снимали на видео. Правоохранители заинтересовались подростками, когда эти ролики оказались в интернете.
Подробности истории узнавал корреспондент krsk.aif.ru.
Плевки и удары
Всё началось с видеоролика, на котором группа подростков заставляет пятиклассника оторвать голову мёртвому голубю. Позже мучители плюются в рот жертвы и задают ему разные вопросы, на которые у 13-летнего мальчика нет ответов, за что, по логике этих подростков, он получает несколько ударов по лицу.
Ролик взбудоражил многих, пользователи соцсетей забили тревогу и требовали наказать садистов, а у некоторых комментаторов возникли вопросы к родителям пострадавшего мальчика: «А где были мама и папа? Они этого не замечали? Их ребёнка избивают, а они голову в песок засунули?».
Как позже выяснят следователи СК, мальчик ничего не рассказывал своей матери, потому что считал это за «дружественные подколы» от компании подростков. Сама мать состоит на профилактическом учёте, также она привлекалась к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Про отца ребёнка ничего не известно.
Мучители тоже оказались не из благополучных. Избивавший мальчика на видео 16-летний подросток из Норильска ранее уже состоял на учёте. Ещё двое - жители Дудинки 13 и 15 лет, у первого мать была судима за нападение на правоохранителя, а мама второго состоит на учёте.
«Мы ничего не знали»
Корреспондент krsk.aif.ru обратился за комментарием в школу, где учится пострадавший ребенок, но там разговаривать «отказались». Сотрудники бросали трубку только при упоминании одной лишь ситуации, а позже перестали даже подходить к телефону.
Поговорить с директором школы Людмилой Климёновой удалось журналистам телеканала «Прима», по её словам, об издевательствах никто из учителей или сотрудников учебного заведения не знал. А сам пострадавший от травли — очень спокойный мальчик и никогда никому про это не говорил.
Сейчас со всеми участниками конфликта работают правоохранители. Уже известно, что Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Халатность».
«Представители органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Дудинки не приняли должных профилактических мер, что повлекло возможность совершения подростками противоправных действий в отношении 13-летнего пострадавшего», — рассказала старший помощник руководителя Главного управления по работе со СМИ Юлия Арбузова.
Кроме того, полиция привлекла к ответственности родителей подростков, которые издевались над мальчиком. Инспекторами по делам несовершеннолетних собраны материалы по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Все материалы отправлены в следственные органы для принятия решения в отношении подростков.
«Мы будем работать с этими школьниками — жертвой травли и зачинщиками. Сейчас пострадавшему ребёнку точно нужна психологическая помощь и поддержка. Мы проведём комплексную работу со всеми участниками и свидетелями этого инцидента», — рассказала krsk.aif.ru уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Ирина Мирошнкова.
Случай школьной травли в Дудинке не единичный в нашей стране. В январе компания подростков избила пятиклассника и грозилась зарезать его, если он кому-нибудь об этом расскажет. После драки парень попал в больницу, и теперь уже его матери начали угрожать родители школьников.
«Желали власти над слабым»
Красноярский психолог Елена Федоренко рассказала krsk.aif.ru, почему подростки способны на такие ужасные поступки. По словам специалиста, подростковый возраст является самым трудным и турбулентным. В этот период времени происходит серьезное переосмысление себя.
«Стремление казаться взрослым во всем, протесты и потребность в риске — типичные характеристики подростков. В связи с этим они активно пробуют те нормы и правила, которые родители и социальные институты им демонстрировали ранее и через это происходит процесс взросления, заново формируются ценности и понимание своих и чужих границ. Поэтому подростковый возраст считается самым жестоким. Маргинальные группы, буллинг, агрессивное поведение в этом возрасте встречается гораздо чаще, чем в других возрастах. Но взросление не всегда связано с подобным жестоким поведением», — рассказала психолог Елена Федоренко.
Подростки часто жестоки по отношению к более слабым из-заполученных ранее психотравм в отношениях с родителями и близким окружением, говорит психолог:
«В силу раннего возраста и зависимости, они не могли противостоять физическим наказаниям, унижениям, непониманию их проблем и многому другому. А будучи подростками сами разворачивают такого рода «взрослое поведение» и часто при поддержке группы, чтобы у слабого не было возможности ощутимого сопротивления. Таким образом, демонстрируя свою власть над жертвой. В этом проявляется механизм проекции и способ переживания собственных травм».
При этом, далеко не всегда, семьи таких детей могут быть внешне неблагополучными, отмечает Федоренко. Также важна и способность к сопереживаниюу подростка — понимание боли другого человека, эмоциональное принятие исочувствие.
«Не стоит забывать про сформированные паттерны поведения. Например, родители могли поддерживать агрессивное поведение детей в социуме, приписывая этому положительное значение: «способность себя защитить», «мир жесток, нужно уметь за себя постоять» и подобное», — добавила психолог.
Несформированные собственные границы, непонимание ценности другого человека, эгоизм и несбалансированная самооценка, проявляющаяся в стремлении к доминированию могут так же быть причиной жестоких поступков. Часто усугубляют ситуацию трудности самоконтроля и низкий образовательный и культурный уровень, сложности с прогнозированием последствий своих действий и непонимание правового значения такого поведения.
«Далеко не все подростки в этот переходный период поступают таким образом. И здесь важно, насколько школа и внешкольное пространство позволяет себя пробовать и изучать, рисковать, но просоциальными способами: спорт, туризм, пробы в учебе, эксперименты в школьном театре и многое другое. Подросткам не хватает позитивных ориентиров и образов для подражания. Нужно серьезно обсуждать, что может делать школа» — подытожила Елена Федоренко.