Почему начиная с первого класса родители вынуждены нанимать репетитора, а в системе образования кадровый голод? Как учителей превращают в роботов и может ли школа противостоять ненужным реформам? Убьёт ли цифровизация живую человеческую душу и что станет спасением? Об этом корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала директор красноярской школы № 10 с углублённым изучением отдельных предметов им. Академика ю. А. Овчинникова Татьяна Казанова.
«Вы для нас не авторитет»
Татьяна Фирсова: Татьяна Ивановна, обсуждая проблемы в образовании, которых, безусловно, немало, мы часто забываем о детях. Интересно, о чём говорят подростки в школе?
Татьяна Казанова: Не поверите – о глобальных вещах. Именно поэтому всегда говорю политикам: хотите узнать, что происходит в обществе, зайдите в школу. Это зеркало, которое отражает все происходящие процессы. Недавно на уроке литературы в классе изучали рассказ Чехова «Злоумышленник». Спрашиваю, какие-то параллели можно провести с современностью? И 13-летние дети начали говорить об огромной пропасти между богатыми и бедными. Стали сравнивать Россию и западные страны. И тут же сделали вывод: это яма, такого быть не должно. Нынешнее поколение отлично разбирается в новых IT-технологиях, но, чтобы дети поняли взрослых, нужно научить их живому слову. Пока этот процесс буксует даже в школе, потому что учителей литературы и русского языка практически нет. Причину все знают: престиж профессии учителя общество низвело до нулевого уровня. Нередко старшеклассники заявляют нам, что у нас нет никаких прав, а потому мы для них не авторитет и не можем их учить.
– То есть разрушительный процесс образования, запущенный в 90-х годах, продолжается?
– В обществе потребления, где главное мерило жизни – деньги, учитель не котируется. Не умеешь зарабатывать – значит, ты неудачник. И эту логику никто не разрушает, никто не оспаривает. Набор в педуниверситет упал катастрофически. Да и о каком уровне подготовки будущего учителя можно говорить, если на математический факультет поступают абитуриенты с результатами ЕГЭ чуть выше 32 баллов, это тройка! Они практически не умеют решать – чему они могут научить школьников? Многие из них после вуза даже не владеют методикой поведения в классе, не знают, что такое научность преподавания. Правда, новый министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что в районо и школах начнут восстанавливать прежнюю систему обучения педагогов специальным методикам. С одной стороны, это хорошо, с другой – признание, что целое звено профессиональной подготовки выпало. Раньше в Красноярске работал городской методкабинет, инспекторы которого в обязательном порядке посещали уроки в школах, после чего давали рекомендации по процессу обучения. Потом его закрыли. Зато советскую систему образования взяли на вооружение в Англии, Финляндии и других странах. Мы же свою оптимизировали, так что от неё ничего не осталось.
А всё, что сделано в школе с литературой, – вообще катастрофа. По два часа на Маяковского, Толстого, Достоевского, Шолохова. За это время я успею рассказать, когда и где родился, назвать дату смерти писателя или поэта и описать несколько фрагментов его биографии. Огромный пласт культурного наследия, который лежит в основе интеллектуального воспитания и формирования личности, в школьной программе просто уничтожен.
У нас нельзя халтурить
– Похоже, что сделано это было намеренно, и даже результат реформаторами образования был запрограммирован.
– У меня записаны тезисы всех министров просвещения, которые они озвучивали при вступлении в должность. Основной – мы должны воспитать потребителя. Но самое парадоксальное, что три года назад в Красноярск приехал представитель Высшей школы экономики, который на совещании с руководителями образовательных учреждений сделал сенсационное заявление. «Когда вам говорили, что директор не учитель, а менеджер, не нужно работать с родителями и проводить с ними собрания, нет необходимости посещать уроки, – это неправильно, забудьте, как страшный сон», – сказал он. Тогда я просто замерла от счастья, потому что в нашей школе мы не отступали от классического обучения и не выполняли бездумно спущенные сверху инструкции.
– А вам не прилетало за то, что не берёте под козырёк, не проводите новации, эксперименты, как этого требуют сверху?
– Был довольно показательный пример нашей правоты, когда бывший министр образования края забрал своего второго ребёнка из инновационной школы и перевёл к нам. Оказалось, что его старший сын, окончив как раз ту самую инновационную школу, поступил в ВШЭ, жил в общежитии и учился вместе с тремя нашими выпускниками. Когда юноша увидел их уровень подготовки и сравнил со своим, рассказал отцу. Тот понял, в чём разница между классическим и так называемым инновационным обучением. К слову, критика в мой адрес с разных сторон была постоянной. Нет никакого секрета в системе работы, просто нужно любить детей, учить их думать, быть умеренным в проведении реформ. Наша школа является базовым образовательным учреждением РАН, таких в крае всего три. В школе выстроена в хорошем смысле традиционная система при очень взвешенном подходе к инновациям. Представляете, что происходит с детьми, когда постоянно меняются учителя? А что будет с образовательным учреждением, если каждый год менять директора? Это неизбежно приведёт к хаосу и в конце концов к краху в системе образования. В нашей школе нельзя халтурить, коллектив работает на результат ребёнка – это главный принцип нашей организации. Если видим, что учитель не воспринимает установленные правила, расстаёмся.
– Многие родители возмущаются, что уже в начальных классах детям нужно нанимать репетитора.
– Это итог коммерциализации, которая сделала образовательный процесс услугой. Но выход есть. Чтобы не тратить деньги, родителям самим нужно проверять домашние задания, контролировать процесс обучения своего чада с 1-го по 4-й класс. Если не сумели быть рядом, когда дети учатся делать домашнее задание, придётся платить другому человеку, который будет ему по сути нянькой. Трагедия нашего времени в том, что из воспитательного процесса устраняется семья.
– А что бы ответили на вопрос шестилетнего ребёнка, который спрашивает у мамы, зачем ему идти в школу, если всё можно прочитать в Интернете?
– Мне запомнилась одна фраза: теми, кто смотрит телевизор, управляют те, кто читает книги. Лучшего для развития личности, чем книга, ничего не придумано. Книги учат человека мыслить, анализировать и сопоставлять, развивают образное, а не клиповое мышление. Книга – это душа, а технический прогресс её убивает. И этот процесс мы сейчас наблюдаем. Однако мы не должны говорить, что Интернет – это плохо. Всё должно быть в разумном сочетании.
Утечка мозгов
– То есть вы смирились с цифровизацией образования?
– В процесс обучения внедряется не только цифровизация, но и роботизация, которая вписывает учителя в определённые рамки. Сейчас важнее правильно заполнить электронный журнал, не ошибиться с датой и временем, иначе проверяющий из службы по контролю сделает замечание, что скажется на зарплате. Важно, чтобы отчётные документы были в порядке. И это серьёзная проблема – большое количество бумаг. Безусловно, находясь в этой системе, мы следуем нормативным документам, но стараемся сохранить живую душу в содержании образования. Ещё одна серьёзная проблема – утечка мозгов. Этот процесс начался в 90-е годы и особенно усилился в настоящее время. Дети, в которых мы вкладываем душу, знания, уезжают за границу. Многие из наших выпускников работают во Франции, Германии, Израиле, Италии, словом, по всему миру. Так наши талантливые люди развивают науку и экономику чужих стран.
Чтобы не было утечки мозгов, нужно восстановить разрушенную систему образования и создать условия работы для молодёжи в своей стране.