Примерное время чтения: 8 минут
1802

Как воспитать стобалльника? Учитель - о секретах удачной сдачи ЕГЭ

«АиФ на Енисее» №26 (1963) 27/06/2018
Сдать химию наугад практически невозможно.
Сдать химию наугад практически невозможно. Shutterstock.com

Химик по образованию, заслуженный учитель РФ Елена Молчанова вот уже 30 лет учит красноярских школьников азам этого нелёгкого предмета. Начиная с 2002 года около 50 её учеников получили высший балл по ЕГЭ. В этом году педагогу вновь удалось побить рекорд: 6 из 13 выпускников сдали экзамен на 100 баллов. В чём секрет педагогического мастерства и как воспитать в ребёнке отличника, Елена Робертовна рассказала корреспонденту «АиФ-Красноярск».

Цель важнее таланта

Кристина Смурова, «АиФ-Красноярск»: Елена Робертовна, уже второй год выпускники 144-й школы бьют рекорд по количеству стобалльников по химии. В чём секрет? Может, ребят обучаете по какой-то особой программе?

Елена Молчанова. Фото: Из личного архива

Елена Молчанова: Никакого секрета нет! Программа такая же, как у всех. Поймите, стобалльники - это не самоцель ни для меня, ни для ребят. Мы делаем ставку не на ЕГЭ, а на участие в различных олимпиадах, которые дают очень большие льготы. Например, за победу в них вручают дипломы, а это уже гарантия поступления в ведущие вузы страны на бюджет. И потом, задания олимпиады намного сложнее - после такой подготовки сдать экзамен по плечу каждому!

- Многие учителя так зацикливаются на успешной сдаче экзамена, что вместо школьной программы готовы сутками решать с детьми задания теста. Но ведь в итоге ребята получают очень скудные знания. Согласны с этим?

- Всем учителям советую ни в коем случае не натаскивать ребят на экзамен. Лучше развивать мышление, объяснять, решать сложные задачи. С моими выпускниками готовиться к ЕГЭ стали только в марте. За год ребята такой пласт знаний получают, что потом задания им кажутся слишком простыми. Экзамен соответствует курсу школьной программы, и даже задания повышенной сложности не вызовут затруднений, если ребёнок самостоятельно разберётся в том, как их решать.

- Химия - один из сложных предметов. Есть даже такое высказывание: Бог знает её на 5, учитель на 4, а ученик на 3. Как же вашим выпускникам удаётся сдать на отлично? Талант особый? 

Досье.
Елена Молчанова. Родилась в 1959 году в Емельяновском районе Красноярского края. Окончила Красноярский государственный университет по специальности «Химия». Общий стаж работы в образовании - 30 лет. Заслуженный учитель РФ. Замужем, двое детей.

- Цель куда важнее таланта. У нас с ребятами практически каждый день внеклассные занятия были. Каждый день домашняя работа, плюс после каждой пройденной темы устный зачёт! Спуска им не даю даже летом. В соцсетях кидаю задания различных олимпиад, но такой труд того стоит. Мои ученики знают на отлично не только школьную программу, но и университетскую. Например, мы изучаем термодинамику и закон Герца. В других школах такого нет. И поверьте, что одной усидчивости и работоспособности здесь мало, важны и другие способности. Особое внимание также уделяем математике и физике. Если по этим предметам хорошая успеваемость, значит, логика у ребёнка есть, следовательно, и химии при желании научить можно. Труд прежде всего.

Угадать невозможно

- Тема ЕГЭ каждый год вызывает массу споров среди родителей, педагогов и учеников. Одни считают, что это не показатель знаний, другие, напротив, видят в нём только положительные моменты. А как вы относитесь к такой форме экзамена?

- В данной ситуации ответить могу только за свой предмет. ЕГЭ по химии - очень хорошая вещь. И пройти его наугад без знаний точно не получится, здесь не «натыкаешь» правильные ответы. Возьмите программу медицинских вузов - она вся построена на тестовой системе. Нет теории - и часть С не решишь, формулы составить не сможешь. Поэтому для химии ЕГЭ - это не беда, а польза. А вот по другим предметам, может, и не так. 

- Ваши выпускники весь год готовились к олимпиадам, различным конкурсам. Теперь они могут без труда поступить в медицинский. Но есть ведь и те, кто поступает за деньги, не обладая отличными знаниями, и потом такие псевдоврачи калечат людей. Ваше отношение к платному обучению в медицинском вузе?

- А что тут комментировать: система образования в стране такая. К счастью, моим ученикам платное обучение не грозит. Те, кто дипломы олимпиад получил, автоматически уже студенты. Для них открыты все ведущие вузы страны! И я в них уверена - это будут хорошие специалисты.

- С бывшими учениками поддерживаете связь, знаете об их успехах?

- Конечно! Благодаря Интернету удаётся общаться со всеми. Одни в России остались, другие Европу поехали покорять, и каждый нашёл своё место в жизни. Причём интересно, что ребята, которые за границей живут, образование всё равно российское получили. И теперь работают в лабораториях в основном. Те же, кто в России остался, в медицину пошли. Все они моя гордость! И я им очень благодарна, что они выбрали именно нашу школу для подготовки. 

- Кстати, ваша школа находится на окраине города, и путь до неё не самый близкий. И тем не менее ребята едут сюда со всех уголков Красноярска. Как заманиваете, рекламой?

- Нет! У нас рекламы никакой не было за все годы работы. Как узнают о нас, не знаю, но очень рада, что вместо лицеев и гимназий выбирают простую школу. Поэтому престиж заведения - совсем не показатель отличных знаний. Немного похвастаюсь! В рейтинге 50 лучших российских школ, где есть медицинские классы, мы на 8-м месте! Вот на что нужно обращать внимание при выборе.

Скучно не бывает

- Школьная программа сильно не меняется. Каждый год приходится рассказывать одно и то же. Всё это напоминает чем-то день сурка. Неужели не надоедает?

- Вот здесь вы абсолютно не правы! Так может показаться только со стороны, на деле же мы постоянно узнаём что-то новое. Задания тестов, олимпиад меняются, поэтому скучать не приходится. Правда, раньше опытов больше проводили, а сейчас многие реактивы запретили. Но всё равно скучными уроки не бывают. 

- От школьников часто приходится слышать: мне это в жизни не пригодится. А вам знания по химии помогают в быту?

- Химия везде. Она окружает нас абсолютно во всём: продукты, моющие средства, косметика. Что касается еды, то производители так мелко пишут состав, что не прочитать (Смеётся), а вот в быту знания приносят пользу. Например, легко можно почистить серебряные ложки простым аммиаком, разведённым водой.

- Многие ваши выпускники связали своё будущее с медициной. А вам не хотелось стать врачом? 

- Честно, я очень боюсь вида внутренностей, крови. Поэтому медицина точно не моё. А вообще учителем стала… из-за мужа. Он военный, место службы не выбирал. В 80-е оказались в Узбекистане. Времена тяжёлые, работы нет. Мне предложили пойти в школу, мол, учителя-предметника здесь никогда не было, вы попробуйте. Потом мужа ещё не раз переводили, а я так и осталась верна этой профессии.

- Как относитесь к высказыванию «учитель ставит оценку не ученику, а себе»? 

- Корень правды в этом, несомненно, есть. Как говорится, на что научил! Поэтому вдвойне приятно, когда такие успехи показывают при выпуске. Кстати, оценить работу мою и ребят могут и ведущие врачи, так как наши ученики ещё и волонтёрством успевают заниматься, работая в городских больницах.

- Есть родители, которые уверены, что школа обязана дать знания по максимуму. И если приходится прибегать к услугам репетитора, то это недоработка учителей. Согласны с этим?

- Знаете, если в школе один час химии, то научить чему-то действительно сложно. Учащимся гуманитарных или технических классов, конечно, без репетитора не обойтись. У них меньше часов, и научить на хорошие баллы - задача непростая. Я дополнительно всегда готова заниматься с детьми, и внеурочные уроки для нашей школы - обычная практика.

- Заметила, что у вас в кабинете очень много статуэток кошек. Это ваше хобби?

- Вообще я кошатница, у меня две кошки дома живут. А сувениры - это подарки учителей и учеников. Они привезены из разных уголков мира. Их здесь так много, что уже со счёта сбилась. Но надеюсь, что все они приносят удачу моим ученикам. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах