Красноярск, 29 апреля – «АиФ на Енисее». В марте этого года в 30-тысячном Сосновоборске, безликом городе-спутнике Красноярска, стартовал проект по территориальному брендингу. При идеальном его развитии жителям на родных улицах станет интереснее, веселее, уютнее. Команда дизайнеров предложила ряд простых механизмов, которые могут способствовать «потеплению» социального фона. Своими размышлениями о городской среде поделился один из участников проекта Пётр БАНКОВ.
Конкуренция за эмоции
«АиФ на Енисее»: - Россия больше двадцати лет живёт без централизованного планирования со стороны государства, как должна выглядеть городская среда. Мне кажется, визуально российские города никак не изменились, а вам?
Пётр Банков: - Мне тоже. По моему мнению, Россия - страна не дизайнерская. За последние сто лет дизайн как средство, нужное в жизни человека и необходимое для развития бизнеса, в России не был востребован. Думаю, дело в том, что он нужен тогда, когда появляется высокая конкуренция. В советской России не было финансовой конкуренции, как и такого понятия, как конкуренция за эмоции. И в последние 25 лет, что мы живём в капитализме, ситуация практически не изменилась. Дизайн как инструмент почти никому не нужен.
«АиФ на Енисее»: - Но ведь это выглядит странным в контексте мировой дизайнерской революции, вам не кажется?
П. Б. : - В странах Европы совсем другая ситуация. В Италии 40 лет назад был принят курс на то, чтобы дизайн стал частью экономики, и это дало результат. При слове «мебель» все в мире сразу же вспоминают итальянскую мебель. При слове «мода» все думают об итальянской моде. Дизайн создал конкурентное преимущество итальянской экономике.
Англичане сделали Лондон столицей дизайна. Сюда стекаются заказы на разработку архитектуры, айдентики, знаковых систем, городской навигации из Южной Америки, Китая и Азии. Этот бизнес даёт Лондону около
8 млрд фунтов стерлингов в год. Это соизмеримо с суммой, которую зарабатывает Росвооружение на экспортной торговле оружием.
Водка, матрёшка и автомат
«АиФ на Енисее»: - А какой имидж у России?
П. Б. : - Внутри страны это потребность самоидентификации с державой, которая была великой и могучей, и надежда, что когда-нибудь она снова будет такой. Эта внутренняя картинка есть в головах у большинства жителей страны. Для внешнего мира Россия - страна больших возможностей. Есть большие людские ресурсы, огромная территория, 25% мирового запаса пресной воды. С точки зрения инвесторов, Россия - не самое привлекательное место. Думаю, это связано с расхожими представлениями о том, что это страна закрытая, непрозрачная, коррупционная.
«АиФ на Енисее»: - И всё же, какую благоприятную и имеющую отношение к России картинку можно было бы нарисовать?
П. Б. : - Я видел атлас, где все страны мира сопровождают изображения того, с чем они ассоциируются. Англия - это королева, Биг-Бен, овсянка. Франция - французский язык, любовь, Эйфелева башня. Чехия - пиво и замки. На карте России я увидел шапку-ушанку, матрёшку, автомат Калашникова и водку. Спасибо, что не было медведей и русской мафии.
«АиФ на Енисее»: - Вы не назвали ни одного позитивного образа.
П. Б. : - Честно говоря, о благоприятном образе сейчас только стали задумываться. В первую очередь его надо предлагать не всему миру, а тем, кто живёт на этой территории. Они строят эту страну, растят здесь детей. Важно, чтобы жители России чувствовали себя людьми, которые нужны этой великой стране. Сейчас пока россияне ощущают себя маленькими винтиками, которые вкручены в большой и не очень рабочий механизм. Я думаю, что новый слоган страны мог бы звучать так: «Я - Россия».
«АиФ на Енисее»: - Своего рода национальная идея, да?
П. Б. : - Можно сказать и так. Мировая культура такова, что каждый человек необходим, его личное счастье - самое важное…
Цветок и его удобрения
«АиФ на Енисее»: - Вы приехали в Красноярский край для участия в проекте по территориальному брендингу Сосновоборска, увидели этот маленький город и краевой центр - Красноярск. Какое мнение у вас сложилось о них?
П. Б. : - Цельного образа ни у Красноярска, ни у Сосновоборска быть не может, потому что его формированием никогда никто не занимался. Так же, как цветы, которые растут только при условии, что их кто-то посадил и удобрил, так и образ получается только при наличии воли жителей и администрации. Многие города Сибири на карте сознания, по моему мнению, имеют подписи абстрактные, вроде такого: «Красноярск - где-то там в Сибири. Там холодно и есть река». Ничего конкретного, что можно было бы увязать с этими местами, нет.
«АиФ на Енисее»: - Вот красноярцы взбунтуются: а как же часовня Параскевы Пятницы с десятирублёвой купюры?!
П. Б. : - Если бы часовня печаталась на всех российских купюрах достоинством в десять рублей лет пятьсот, за эти годы появилась бы чёткая привязка, что Красноярск - город червонца с часовней. А этой истории, по сути, всего лет пятнадцать - этого недостаточно для формирования бренда.
«АиФ на Енисее»: - А какие проблемы визуального убранства двух увиденных вами городов в Красноярском крае наиболее очевидны?
П. Б. : - Бросается в глаза чудовищная неустроенность жизни людей. Взгляд скользит по одинаковым домикам, улочкам и очень редко цепляется за что-либо. В какой-то момент не понимаешь, находишься ты в Москве, Красноярске, Кагалыме или в другом населённом пункте России. Если у города нет картинки, надо создавать легенду бренда, легенду территории, чтобы она была чётко визуализирована и последовательно воплощена в жизнь. Обратный пример. Если вы приезжаете в любой город где-нибудь в Европе, то вам каждый житель расскажет десятки историй, маршрутов и способов провести время.
«АиФ на Енисее»: - Эти проблемы свойственны и другим городам России, ведь так?
П. Б. : - Российские города строились безымянными. Они не отличались друг от друга ни архитектурой, ни идеологией. У нас только три города с чёткими брендами - это Питер, Москва и Великий Новгород. Наверное, сейчас в этот список можно уже добавить Пермь. В какой-то момент она стала культурной столицей России благодаря тому, что там происходила очень активная жизнь с точки зрения окультуривания пространства. Как итог этого осознанного брендинга - прекратился отток населения. Это удивительно для России.
Я убеждён, что любое усилие, направленное на дизайн территории, пиар города, даст эффективные плоды. Наверняка масса скептиков скажут, что они не понимают, зачем это. Но такие вещи, как правило, говорят люди, которым вообще ничего от жизни не надо. Вот когда все вокруг скажут, как стало здорово, они тоже будут радостно кивать и соглашаться.
ДОСЬЕ:
Пётр БАНКОВ - учредитель и креативный директор студии «Дизайн Депо». Родился 1 мая 1969 года в Гомельской области. Окончил Минское художественное училище и Московский полиграфический институт. Обладатель многих всероссийских и международных наград. Преподаёт в Высшей академической школе графического дизайна. Академик Академии графического дизайна.