«Сборная России – чемпион мира по футболу» - пестрят заголовки СМИ. Победителей в чемпионате мира по футболу среди детских домов и неблагополучных семей, команду «Тотем» из Красноярска называют «гордостью страны». О том, как появился клуб, о сложной судьбе юных футболистов, а также нашей национальной сборной, мы говорили с Михаилом Губичем, директором и тренером «Тотем».
Без понятия «тяжело»
Корреспондент «АиФ на Енисее», Ксения Орлик: Михаил Юрьевич, красноярская команда второй раз становится чемпионом мира. Похоже, только эти мальчишки вселяют надежду на будущее российского футбола. Много ребят прошло через ваш клуб?
Михаил Губич: Я работаю в клубе с его основания. «Тотем» официально существует с 2005 года, а неофициально - с 2003. Всё начиналось с дворового любительского футбола, но тогда была только взрослая команда. После того, как она вышла на городской, а потом и краевой уровень, возникла идея создать детскую команду. Рядом находился детский дом №1, вот мы и решили тренировать ребят оттуда. Сначала пробовали разные виды спорта, но прижился сразу только футбол. Видимо, для мальчишек эта игра самая интересная.
Клуб стал существовать благодаря идейному вдохновителю, нашему президенту и председателю попечительского совета детского дома - Сергею Владимировичу Горбунову. Он убедил нас зарегистрировать клуб официально, так как работа с детьми - большая ответственность.
- В команде играют ребята-сироты, с непростыми характерами и судьбами, у каждого в жизни была сложная ситуация, а то и драма. Поэтому вас можно назвать «тренером-родителем». Тяжело справиться с такой миссией?
- Понятия «тяжело» в нашем деле нет. Если работать и общаться с детьми через силу, долго не протянешь - терпения просто не хватит. И такие у нас не задерживаются. Мы, тренеры, стараемся получать удовольствие от работы. Да, у нас нет заоблачных зарплат, и дети не идеальные, но если то, чем ты занимаешься, тебе не нравится - смысла работать нет. Когда ты видишь, как дети меняются в лучшую сторону, жить становится приятнее.
Вера в сборную
- В одном из интервью ваши коллеги сказали, что чемпионат был сложным, соперники сильными. Получается, дети, выросшие без особой ласки и внимания, более мотивированные и упорные, и добиваются победы?
- Все дети разные, и у нас тоже. Часто приходится их мотивировать. Когда ребёнку интересно, он действительно начинает выкладываться на тренировках: прилагает очень много усилий, меняется и переключается со своей прошлой жизни на спортивную.
На прошедшем чемпионате в групповом этапе мы прошли уверенно, но в целом игра нас не устраивала. Играли с натяжкой, многое не получалось. В общем, результат был, а удовольствия от соревнований не получали. Многие команды-противники говорили, что в этом году мы не фавориты. Ребята, кстати, даже не обращали внимания на их слова, не расстраивались. Видимо, с соперниками это сыграло злую шутку, а мы собрались и сыграли, как видите, достойно.
- Детские дома за границей отличаются от наших?
- В Красноярске, например, в приютах находится до 120 человек, а в Европе такое количество считается очень большим. Там государство платит семье, чтобы та забрала ребенка и воспитывала его. В России детей можно взять только по своему желанию. Я пытался понять, как у них все устроено, но точно сказать сложно, боюсь ошибиться из-за перевода.
Кстати, мы удивились, когда увидели команду из Финляндии - там были одни африканцы. Когда спросили у тренера: «Почему такая команда?», нам ответили: «Это мигранты». Можно сделать вывод, что там ко всем сиротам относятся с большим вниманием, дают возможность заниматься спортом на профессиональном уровне.
- Как вы думаете, что мешает нашей сборной добиться высоких результатов? Ведь спортсмены живут в хороших условиях, получают миллионы, а результат нулевой.
- Скорее всего, это и мешает. Зачем напрягаться, своё они получат при любом результате. Ещё наши спортсмены почти перестали играть за границей. Они не тренируются с лучшими игроками, не играют в именитых клубах, потому что там зарплату предложат меньшую. Конечно, я их не осуждаю, они эти деньги не украли, а заслужили. Российские футболисты - кумиры наших ребят. Мы всегда смотрим их игры. Да, что-то не получается, но мы на этом не зацикливаемся, а продолжаем в них верить. Дети, кстати, очень расстраиваются и болезненно переживают их поражения.
- Не боитесь, что у юных чемпионов появится звёздная болезнь?
- Мы совсем недавно вернулись с соревнований, дети до сих пор уставшие, и оказались не готовы к такому повышенному вниманию. Столько телевизионных эфиров, пресса постоянно интересуется ребятами. Сейчас они отдыхают. А потом посмотрим, будет ли у них мания величия.
- А за какую футбольную команду вы болеете?
- Я в принципе люблю весь футбол, и неважно, какая команда играет. Раньше болел за «Спартак», но сейчас они уже не те. С мальчишками ходим на красноярские матчи, с интересом смотрим игры «Енисея».
Есть ли жизнь после детдома?
- Как вы считаете, есть ли шанс у парней из детдома продолжить спортивную карьеру? Ведь часто сироты, войдя во взрослую жизнь, оказываются к ней не готовы.
- Шанс есть всегда, и некоторые наши парни играют и в городских, и в краевых командах. Хочу отметить, что ребята становятся здесь другими. Например, в команде есть жёсткое правило: никаких сигарет и других вредных привычек. И на тренеров это распространяется. Ребята ведь в этом возрасте стараются быть на кого-то похожими, и мы должны подавать им положительный пример. Бывает, говорим: «с плохими оценками на соревнования не поедете», и они бегом садятся за уроки. Вообще стараемся, чтобы они не только в футболе были лучшими, но и во всех других их проявлениях. Нужно признать, что воспитанники детских домов, к сожалению, редко поступают в высшие учебные учреждения, в основном, идут в техникумы. Гордимся, что парень из нашего детского дома – вратарь Иван - в прошлом году стал студентом Сибирского федерального университета.
- Как оцениваете уровень инфраструктуры и в целом условия в городе для занятий футболом?
- Конечно, в городе много возможностей. Не секрет, что в красноярском «Енисее» лучшая футбольная школа, но ведь не у каждого есть возможность там тренироваться. Поэтому поддерживаем именно дворовый футбол. Бывает, что на местных и районных соревнованиях подмечаем ребят из других детских домов и перевозим их в Красноярск. У нас есть парни из Бородино, Дудинки и других территорий края. Хочется, чтобы в этом плане нам шли навстречу. Если ребёнок способный, то мы сможем ему помочь реализоваться и сделать его жизнь интереснее.