На перроне второго пути железнодорожного вокзала Красноярска порядка 60 человек сгруппировались вокруг пресс-секретаря благотворительного фонда добро24.ру Ольги Абанцевой. На земле - продукты, вода, сигареты, средства гигиены, игрушки, книжки, детская одежда, наспех рассортированные по «тематическим» мешкам. Так, за несколько часов, в понедельник, горожане собрали помощь 32-м беженцам из Донецкой области Украины, которые едут в 12-м вагоне поезда Адлер-Благовещенск. До конечной.
Бегут от войны
Почти всю гуманитарную помощь принесли простые красноярцы и редакции СМИ - в том числе и газета «АиФ на Енисее». «Я сама узнала о поезде только в полдень, - рассказывает Ольга. - Написала на странице «Вконтакте», в Facebook’е, дозвонилась до ресторатора Владимира Владимирова, он организовал подвоз выпечки. Кто-то даже коробку с мороженым принёс. Наш фонд вообще-то никогда не занимался помощью беженцам. Мы пока не знаем, сколько людей надо подключать и каким образом. По сути, сегодня мы отрабатываем технологию оказания помощи».
Помощь нужна не только проезжающим беженцам, но и остающимся. Сейчас в Красноярский край приехало уже около ста человек с востока Украины. «Люди в основном несут детскую одежду и женскую, но ведь и мужчинам тоже придётся зимовать в новых условиях, - продолжает Абанцева. - Хочется, чтобы красноярцы всё-таки порылись в шкафах и нашли тёплую мужскую одежду».
Наконец, на путях появляется поезд. «Сначала в вагон заходят медики», - командует волонтёр. «Может быть, лучше мороженое сначала пусть зайдет?», - кто-то весело отвечает.
Климатом уже не запугать
Увидев мешки с гуманитарной помощью, Анна Гайворонская, бежавшая с мужем и тремя детьми из Славянска, не смогла сдержать слёз. «Спасибо» - только и говорила она, выйдя из вагона, пока её окружали телекамеры. «В Славянске идет конкретная война, - наконец, начала Анна. - Нас вывозили под обстрелом, в грузовиках, в которых к нам привозили гуманитарную помощь. Слава Богу, мы с детьми остались живы».
Затем «новое донецкое правительство» вывезло семью Гайворовских через границу на пропускном пункте Успенка. К ДНР, по ее словам, «в Славянске относились по-разному, однако в мае всё изменилось. Муж тоже порывался в ополчение, да здоровье не позволило».
Семью вместе с другими беженцами привезли в пункт временного размещения «Прорыв», в Матвеево-Курганском районе Ростовской области, где местная Епархия организовала сбор средств на билеты. Конкретных планов на новую жизнь у Гайворовских пока нет. На первое время планируют остановиться у друзей, затем – «на что-нибудь заработать». Как и многие пассажиры 12-го вагона поезда Москва-Адлер, они едут на Дальний Восток в надежде найти достойную работу и зарплату. Но главное, говорит Анна Андреевна, - это мир. «Чем дальше от того, что мы пережили, когда на глазах у сына снаряд убил дедушку сквозным ранением в голову, тем лучше. А то, что нас климатом тяжёлым пугают, так он нам после всего не страшен», - заключает она и снова начинает плакать.
В неизвестность
«Мы ничего с собой не взяли, только ребёнка взяли», - говорит Антонина из Донецка, не захотевшая называть фамилию. Её семья покидала город в спешке, после того, как снаряд разорвался на соседней улице. Рассказывает она об этом спокойно: в России они уже месяц, было время привести в порядок нервы - теперь переживают только за родственников, оставшихся в Украине.
В Благовещенске у них нет никого и ничего. «Когда-то, в 90-х, там жил мой муж. Говорит, хороший город, и люди там хорошие, вот и порешили. А так нам, по большом счёту, всё равно куда, в России близкой родни нет. Лишь бы подальше от войны», - заключает Антонина.
Как рассказала проводница 12-го вагона, всего таких - в никуда - в Благовещенск едет семь человек. Для них конечный пункт следования поезда - это Чуфырино из «Пролётного гуся» Виктора Астафьева: случайная, почти придуманная станция для того, кому некуда вернуться с фронта.
***
Провожали поезд Адлер-Благовещенск долго - уже к поднятым ступеням вагона всё подбегали и подбегали люди. Закидывали упаковки с водой, лаваши и, кажется, ещё немного детской одежды. «Красноярск, давайте поаплодируем друг другу», - призывно крикнула Ольга Абанцева, когда состав наконец тронулся. Аплодисменты не заставили себя ждать. За окнами отъезжающего вагона №12 бывшие украинские дети осторожно распаковывали полурастаявшее мороженое.