Примерное время чтения: 17 минут
459

Ольхон не Мальдивы? Как отдохнуть на Байкале всей семьей за 65 тысяч рублей

Одна из достопримечательностей Ольхона - скала Шаманка - находится почти в самом Хужире.
Одна из достопримечательностей Ольхона - скала Шаманка - находится почти в самом Хужире. / Татьяна Бахтигозина / АиФ

Поездка на Ольхон из Красноярска оказалась не то чтобы спонтанной, но заранее мы к ней особо не готовились: о достопримечательностях не читали, места для проживания бронировали уже в дороге. Много лет этот остров посреди Байкала был в планах. И вот всё же решили поставить галочку.

Во сколько обошлась поездка на Ольхон, о чём нужно знать, отправляясь туда, и что обязательно посмотреть? Личным опытом делится корреспондент krsk.aif.ru.

Остановка в Иркутске

От Красноярска до Ольхона около 1400 км. Путь лежит через Иркутск. В этом городе мы лет пять назад были проездом. В этот раз решили задержаться на сутки. Выехали из Красноярска в шесть утра, около 23.00 были в Иркутске.

По дороге я забронировала номер в небольшой гостинице на окраине города. За проживание трёх человек (две ночи) заплатили 4800 рублей. В номере было всё необходимое – кровати, душ, туалет, чайник и кружки.

Атмосферный Иркутск.
Атмосферный Иркутск. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Изначально я от Иркутска многого не ждала. Но он меня в хорошем смысле поразил. И водохранилище возле ГЭС, и центр с его старинными зданиями, и оживлённый Центральный рынок, где идёт бойкая торговля (в отличие от красноярского, где почти нет покупателей). Мы нахаживали больше 20 км за день. И хотелось ещё. Поэтому здесь однозначно можно остановиться даже на несколько дней.

Вечером я решила забронировать жильё на Ольхоне. Позвонила по паре объявлений, но мест не было. Перспектива спать в палатке (которую мы на всякий случай взяли с собой) не радовала. У меня был телефон гостевого дома, где в прошлом году останавливались родственники. Решила позвонить туда. И мне повезло. Хозяйка пообещала номер с удобствами за 4,5 тыс. рублей в сутки. За комнату с отдельным туалетом и душем для Ольхона, где нет централизованного водопровода и канализации, приемлемо.

«Вы только выезжайте пораньше, лучше в три-четыре утра. На паром вчера мои гости семь часов в очереди стояли», – ошарашила владелица гостевого дома.

«В сезон так всегда»

До Ольхона из Иркутска около 400 км. По нашим меркам не так много. Поэтому мы планировали выспаться и выехать ближе к обеду. Но пришлось менять планы. Встали в пять утра. Вышли на улицу, а город накрыл туман. Плотный-плотный, как молоко. Надеялись, что на трассе он рассеется. Но нет, туман становился всё гуще и сопровождал нас две трети всего пути до острова. Поэтому местами приходилось буквально ползти.

Почти всю дорогу на Ольхон сопровождал сильный туман.
Почти всю дорогу на Ольхон сопровождал сильный туман. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

На подъезде к селу Сахюрта, где работает паромная переправа, уже открываются живописные виды Байкала. Мы любовались окрестностями до тех пор, пока не упёрлись в очередь из автомобилей. Перед нами до парома их было около ста. Но это бы ничего. Оказалось, что есть приоритетный проезд.

Десятками пошли «КамАЗы» со строительным материалом. Оказалось, что в Хужире (это самый большой посёлок на острове) именно в это лето решили делать асфальт. Грузовики на паром пропускали, конечно, без очереди. На один входило две-три машины, плюс пять-семь легковушек.

Пробка на паром.
Пробка на паром. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Но и это бы ничего. Была ещё вторая очередь – для спецтехники и местных. И вот в неё вставали многие с номерами «38-го» региона. Хотя по правилах даже жителям Ольхона приоритета нет. Только пожарным, скорым, полиции и подобным можно ехать в приоритетном порядке. И вот из этой левой (она действительно слева) очереди пропускали больше машин, чем из нашей правой. А ещё были те, кто вообще на паром ехал по встречке. В толпе говорили, что они заплатили по 2,5 тыс. рублей регулировщикам. Хотя официально паром бесплатный. Мы долгое время практически не двигались. Пока смелые женщины не устроили скандал и буквально грудью перегородили путь тем, кто особо наглел.

Я пожаловалась иркутским коллегам. Они «успокоили». Мол, в сезон – с июля до середины августа – это нормальная ситуация. Но статью написали. Почитать её можно здесь

Всего работает три парома. Но часто какой-то из них выходит из строя. Наблюдать за переправой можно по камерам или в тематических Telrgram-каналах. Я следила несколько дней и сделала вывод, что ехать лучше ближе к вечеру. Часов в девять-десять машин с материка на остров, как правило, уже не много.

Мы же, ожидая своей очереди, отстояли больше восьми часов. И всего за 10 минут переправились.

Сама переправа с материка на остров занимает минут 10.
Сама переправа с материка на остров занимает минут 10. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Добавлю, со стороны материка работают кафе. Перекусить можно и в Сахюрте или купить что-то в магазинах. Туалет хороший возле переправы тоже есть. Но не все знают, где он. Поэтому заглядывают в деревянный с дыркой. А там… многих начинает тошнить. Но, с другой стороны, от дороги есть большое коричневое здание. Вот в нём и есть чистый стационарный туалет, даже с кабинкой для инвалидов.

Омуль под запретом?

И вот мы на острове. От переправы до Хужира около 40 км. Дорога грунтовая, такую обычно называют «стиральной доской». Но в сухую погоду можно проехать на любой машине.

Гостевой дом мы нашли быстро. Он перед въездом в посёлок, недалеко от Байкала. Здесь много подобного жилья. А на берегу в этом месте стихийно встают с палатками. Но до самого Хужира пешком отсюда далековато, так что, если едете не на машине, селиться лучше ближе к центру посёлка.

Хозяйки жилья на месте не было, нас встречал её муж. Оказалось, что завтра приезжает большая компания. Поэтому номер с удобствами нам сдать не смогут. Предложили такой же, только с душем и туалетом на этаже. Цена – 3,9 тыс. рублей за сутки. Мы так вымотались на переправе, что отказываться и искать что-то другое не стали.

В Хужире впервые за всю его историю кладут асфальт.
В Хужире впервые за всю его историю кладут асфальт. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

В центре Хужира много магазинчиков, есть даже супермаркет, кафе, столовые. Мы зашли в первое попавшееся кафе и не прогадали. Взяли бузы (или позы) – национальное бурятское блюдо, похожее на манты. Одна штука – 100 рублей. Примерно такие же цены и в других заведениях. В меню есть супы, второе, десерты, напитки. Нам обед на троих выходил в 1,2–1,5 тыс. рублей.

В магазинах всё, конечно, дороже, чем на материке, процентов на пятьдесят. Но всё необходимое есть. Хотя каких-то определённых марок можно и не найти.

Как приехать на Ольхон и не попробовать знаменитый байкальский омуль? По закону сейчас никак – вылов запрещён. Но этот деликатес открыто продаётся во многих торговых точках. Одна рыбка горячего копчения стоит 300–400 рублей, цена зависит от размера. Рыба холодного копчения дороже. Лучше покупать её по рекомендациям. За омуль могут выдать другую рыбу – например пелядь (она тоже вкусная, но более дешёвая). Кстати, на Центральном рынке в Иркутске мы видели самого дорогого огромного омуля, очень похожего на северного. Когда спрашиваешь у продавцов, байкальский ли он, отвечают: «Конечно! Сейчас на Байкале время крупной рыбы». Мы, естественно, не поверили. Хотя, по моему мнению, северный вкуснее.

От Шаманки до Хобоя

Первые достопримечательности Ольхона находятся практически в самом Хужире. Это скала Шаманка и Сарайский пляж. Сказать, что виды на них сказочные – ничего не сказать. От красоты дух захватывает.

Красивейший и бесконечный Сарайский пляж.
Красивейший и бесконечный Сарайский пляж. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

К Сарайскому пляжу ведёт достаточно крутой склон. Берег песчаный, на острове почти везде песок. Несмотря на сильную жару, возле воды прохладно. Заходишь в неё – ноги сводит. Но мы купались. Сама вода очень прозрачная. Говорят, что лучше всего она прогревается в августе.

По экскурсиям. Владелец гостевого дома нам предложил их сразу. Мол, утром выезд, бронировать надо с вечера. В основном по острову ходят микроавтобусы «УАЗ» – так называемые «буханки». Обзорная экскурсия на север к мысу Хобой на таком автомобиле стоит от 2,5 тыс. рублей с человека. В эту сумму включена дегустация ухи на берегу Байкала. Цены на водные экскурсии стартуют от 3,8 тыс. рублей с человека. Мы экскурсии брать не стали. У нас были другие планы.

"Буханка" - основное средство передвижения на острове. Они возят к достопримечательностям. Гоняют по острову, как по шоссе и часто попадают в ДТП. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

С утра к Хобою мы решили ехать на своём автомобиле. Сразу скажу, что проехать на низкой полноприводной машине там практически невозможно. Хотя встречаются такие смельчаки. У нас «китайский джип» – высокий, полноприводный.

На поездки по острову нужно получить разрешение в Прибайкальском национальном парке. Можно это сделать онлайн. А можно в визит-центре в посёлке, местные подскажут где. За разрешение посетить север острова нужно заплатить 300 рублей с человека. Причём это разовый сбор. Находиться там или ездить туда можно сколько угодно дней, только даты надо прописать в документе сразу.

Деревня Песчаная. Здесь когда-то была колония ГУЛАГа.
Деревня Песчаная. Здесь когда-то была колония ГУЛАГа. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Выезжаем из Хужира. Первая остановка в деревне Песчаная. Она славится своими бурханами, а ещё тем, что тут была колония ГУЛАГа. В деревне сохранилось несколько домиков, в одном продают сувениры, предлагают чай и мороженое. Напротив него сохранилась даже пристань, куда причаливали заключённые рыбаки. Удивительно, но именно возле неё вода цветёт и имеет зловонный запах.

Возле Песчаной вход в воду пологий, сама она теплее, чем возле Хужира.
Возле Песчаной вход в воду пологий, сама она теплее, чем возле Хужира. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

А вообще место очень живописное. Длинный песчаный пляж с пологим входом. Тут можно встретить палаточников. Но автомобилях до этого места нужно ехать аккуратно: в песках легко застрять.

Самая трудная дорога начинается после деревни – через еловый лес. Вот по ней не каждый водитель проедет. Собственно, самой дороги нет. Но «буханки» накатали направление между хвойными деревьями. Оно с колдобинами и резкими поворотами. А ещё навстречу постоянно мчатся экскурсионные «УАЗы». Ехать было страшновато.

"Хранитель Байкала". Автор работы - известный скульптор Даши Намдаков. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

После леса обычные просёлочные дороги. Есть несколько опасных мест. Но в целом уже не страшно. Чтобы не сбиться с пути, мы ехали за «буханками». Кое-где есть указатели к достопримечательностям. Сначала выехали к «Хранителю Байкала», потом побывали ещё на паре мысов и выехали к самой северной точке Ольхона – Хобою. Отдельно рассказывать не буду. О них можно прочитать в любых путеводителях. Побывать там однозначно стоит. Очень и очень красиво.

Мыс Хобой - сама северная точка Ольхона.
Мыс Хобой - сама северная точка Ольхона. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Вернёмся снова!

Следующий день мы решили посвятить отдыху возле воды. Надули лодку, покатались, покупались, замки из песка построили. Кстати, на берегу на въезде в посёлок со стороны переправы есть бани. Час стоит 2,5–3 тыс. рублей. Можно взять катамараны или сапы – последние обойдутся в 1 тыс. рублей за час. На лодках катают от 500 рублей за маленькую прогулку.

Есть смысл брать на Ольхон лодки и сапы. Но тут есть их прокат.
Есть смысл брать на Ольхон лодки и сапы. Но тут есть их прокат. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Всего на острове мы пробыли два с половиной дня и три ночи. Выезжали к паромной переправе в шесть утра. Были двадцатыми в очереди. Попали на третий паром, первые начинают ходить в семь утра.

До Красноярска домчались одним махом. Остановки делали только в кафе, чтобы перекусить. Весь путь занял 19 часов.

На путешествие у нас ушла ровно неделя. По деньгам получилось где-то 65 тыс. рублей, из них 18 тыс. – бензин.

Хочется вернуться сюда снова.
Хочется вернуться сюда снова. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Поедем ли на Ольхон ещё? Я бы очень хотела. Как минимум, нужно поколесить по югу острова (это со стороны парома).

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах