Сгущающаяся темнота - отличная осенняя погода. Тепло. У главного входа КИЦа – не протолкнуться. Разномастная толпа трепещет живыми голосами и смехом. Собралась, кажется, половина Красноярска. Как много в нашем городе людей, неравнодушных к искусству.
Дело в том, что сегодня в КИЦе - Музейная ночь «СНЕГ». Всю проходящую толпу медленно пропускают через металлоискатель полицейские – теперь понятно, почему ожидание в очереди на улице так затянулось! Сразу у входа стол с программками и листовками других мероприятий. Добродушный пожилой мужчина предлагает написать отзыв о понравившихся площадках. Хорошо, напишем. Ждём очередь в гардероб… А теперь – начинается Музейная ночь.
Одним из первых вы видите огромный домик из подушек – он большой, мягкий и уютный, на разостланных одеялах лежат люди – им некуда спешить, есть несколько часов, чтобы осмотреть здесь всё. Если заглянуть внутрь домика, то можно увидеть, что скреплённые вместе подушки накинуты на огромные стулья. Будто бы в детстве – прячешься от всего мира в домике из одеяла. А снаружи доносятся звуки гитары и пение.
Дальше – детские книжки с картинками. Такие книжки обладают, по словам авторов проекта, огромной важностью. Рисунки в них создаются для детей, но сами дети их обычно не читают. Зато всегда с удовольствием и по многу раз слушают, как им читают взрослые. Так создаётся неповторимая связь между ребёнком и родителем.
По узкой лестнице проходим выше – к проекту «язык», представленному наушниками с аудиозаписью разных фраз иностранного языка, наложенных друг на друга. Тихие прерывистые шорохи, отдалённый шёпот и соседский разговор пятью этажами выше, непонятно как ставший слышимым.
С площадки со стеклянным полом видны люди, читающие детские книжки.
Сквозь извилистый коридор, увешанный по всей длине чёрно-белым комиксом на французском языке осторожно идёте дальше, стараясь ничего не упустить. Люди читают этот комикс с помощью перевода, распечатанного на белых листах. Где они его взяли? Здесь слишком людно.
Взгляд цепляется за вывеску, информирующую о серии пьес, проходящую этой ночью. Они идут сразу в трёх залах, и можно составить для себя расписание так, чтобы попасть на всё по порядку. Но вам не хочется тратить на это целую ночь, и тогда можно войти в первую попавшуюся дверь – зал №2. Здесь проходит пьеса «Преступление и наказание». Молодой человек в белой футболке усаживается на белый стул, за белый стол, перед белым ноутбуком. Всю эту непредвзятую белизну нарушает только жёлтый ламповый свет, направленный в лицо парню. Спиной к нему за точно таким же столом сидит девушка. Но обоих направлены камеры, развёрнутое изображение проецируется на сцену. Начинается действие. Мы можем только догадываться, где, когда и при каких условиях это происходит. Актёры читают текст с экранов ноутбуков быстро и безэмоционально. Они не могут знать слова партнёра, видеть его лицо. Только их изображения на стене смотрят прямо друг другу в глаза. Без всякого предупреждения резкий голос парня покрывает тихий шум толпы. Все замирают в неудобных позах.
- 8:45, начинаю допрос…
Пьеса не особенно напоминает знаменитый роман, но 20 минут пролетают незаметно. Прямо в середине действия молодая женщина, пройдя быстрым шагом перед «сценой», вывела свою дочь.
После «театрального» действа неплохим решением будет присоединиться к экскурсии, проводимой двумя швейцарцами и их переводчиком. Они рассказывают о своём проекте «ДИКСОН/ГРАНИЦЫ ЛЬДА». Беат и Урс побывали за полярным кругом и сделали серию фотографий о жизни простых северян. Один из них, Беат Швайцер, очень высок имеет волосы, усы, и, кажется, никогда не сгибаемую спину.
Урт Маннхарт – обаятельный темноволосый молодой человек с коротко стриженой бородой и в синей беретке. Он всё больше молчит, позволяя своему напарнику лить быструю немецкую речь в уши густо окружившей их толпы.
- А почему обязательно было ждать плохой погоды? – интересуется одна из зрительниц. Швейцарец слегка сгибает свою несгибаемую спину, показывая заинтересованность, хотя не понимает ни слова.- Чтобы сделать эту фотографию, мне, на самом деле, пришлось довольно долго ждать, потому что всё время светило солнце и совсем не было тумана, - признаётся Беат около одной из своих работ, на которой изображён белый заснеженный город.
- Потому что мне кажется, что такая погода больше подходит к образу Диксона. – Транслирует переводчик его ответ.
- С ваших фотографий наша реальность нам кажется кажется такой хмурой и мрачной… - говорит женщина из толпы.
- На самом деле, я и свой родной город обычно фотографирую в пасмурную погоду, - со смехом, но после паузы отвечает мужчина.
Выставка действительно впечатляет. На ней показана и жизнь простых людей в морозные будни, и заброшенная, заметённая снегом школа, и тёплый уютный офис, и хозяин квартиры, где жили авторы проекта. Молодые люди признаются, что гостиницы в Диксоне имели такие цены, что они просто не могли себе позволить проживание в них.
Поднимемся на пару этажей выше и увидим парк Ньютона – целую комнату, уставленную забавными научными штуками. Впечатление производит «аттракцион» ЦВЕТНЫЕ ТЕНИ. Оказывается, тень может быть окрашена не только серыми тонами! На стену направлены три источника света: красный, зелёный и синий. Они смешиваются и стена кажется белой (эти три цвета называют основными). Если пройти мимо стены, то ваше тело будет отбрасывать три разноцветных тени.
Здесь же можно увидеть КРОВАТЬ С ГВОЗДЯМИ, лечь на которую может абсолютно любой...
«ЛАБИРИНТ», состоящий из рамки и кольца на палочке, которое надо донести до конца рамки так, чтобы оно коснулось её не более трёх раз. Кажется, никому ещё не удавалось!
Также посетителей заинтересовали огромные оранжевые трубы, прикреплённые к стене. Эти трубы собирают в себя звуки из комнаты и преобразуют в гудение – чем больше труба, тем ниже звук.
На пути обратно встречаем толпу, из середины которой доносится мелодичный женский голос. Экскурсия? Оказывается, люди собрались вокруг звучащих камней, которые реагируют на движение рядом с ними. Это проект «МИРРОТОЧЕНИЕ». Елены Демидовой.
«Эта работа – попытка сакрализации сакрального. <…>Поэзия дематериализуется путём помещения бумажного воплощения в каменный саркофаг. В саркофаге нет доступа к «телу», но божественное начинает мироточить. Для официального мироточения в камне существует узкое отверстие. Факт наличия в камнях настоящей бумажной книги важен и является моментом инициации, перевода поэзии из одного состояния в другое».
Вид говорящих камней и без того впечатлял, а описание проекта точно оставит в душе зрителя неоднозначные, возможно, но незабываемые эмоции. Впрочем, сейчас люди наблюдают за добровольцами, осторожно проходящими между камнями, снимают на видео и смеются.
А почему Музейная ночь названа «СНЕГ»?
- Дело в том, что понятие «снег» - оно как истёртая монета. А если вдуматься, то о снеге много чего говорили – что он белый, что он серый, что он искрящийся, но так и не могут дать определение: какой он – снег? Он и скрипучий, он и летящий, он и влюбляющий. И вот эта тема музейной ночи, через ассоциирование инсталляций перформанса представляет снег в другом качестве и показывает общение людей через снег – оно может быть и дружелюбным, не обязательно холодным, как консистенция снега, а вполне радостным. – Поясняет своё мнение тот самый мужчина, который встретил нас в самом начале, - спасибо.
Смотрите также:
- На пути к настоящей литературе красноярцев встретит «Фёдормихалыч» →
- Музейная ночь «Сон разума»: главное – вовремя проснуться! →
- За решёткой: как создаются тюремные нарды и шахматы →