Галина Бугаева- Ленин здесь был не вождём, а молодым 27-летним мужчиной. Именно Владимир Ульянов и Надежда Крупская научили шушенцев сажать цветы, ягоды на усадьбе, впервые сельчане увидели у них коньки. А ещё он был бесплатным адвокатом кресть-ян, - рассказывает Галина БУГАЕВА, директор музея-заповедника «Шушенское».
Музей в опале
Г.Б.:- Даже в советские годы всегда, когда шёл разговор об Ульяновых, мы рассказывали о них, как о личностях. И такая форма подачи материала сформировала представление об Ульянове и его жене, как о людях, принесших большой вклад в жизнь села. Когда по России массово сносили памятники вождю, я первая была против того, чтобы на одном квадратном километре стояли три памятника. Но шушенцы защищали всё, что связано с Ульяновым. Даже сейчас все понимают: не будь сибирской ссылки Ленина, не было бы села. Именно тогда строилось Шушенское: асфальтировались дороги, разрасталась инфраструктура… И всем, что сегодня у нас есть, мы обязаны Ленину.
Krsk.aif.ru- Как удалось сохранить Ленинский музей в сибирской глубинке, если по всей России после 1991 года их практически все закрыли?
Г.Б.:- Остались ещё «Ленинские горки». Нас тоже хотели закрыть. В течение четырёх месяцев были арестованы счета, люди не получали зарплату. Но мы отстояли музей-заповедник, потому что 80% имеющихся фондов - этно-графия жизни и быт здешнего населения. Раньше посетители шли только на Ленина и его соратников, в год принимали до 240 тысяч гостей с разных концов земли. В конце 90-х поток посетителей заметно снизился, были годы, когда и ста тысяч не набиралось.
Krsk.aif.ru- Говорят, что родственники хозяев домов хотели вернуть собственность предков…
Г.Б.:- Да, натиск был мощный. Вдруг нашлись потомки жильцов музейных домов, которые хотели их перепродать. Приходили люди, по-хозяйски присматривались, какие дома отдать под общественные нужды. Ну, разве можно было их отдавать! В России нигде нет волосного села XIX-XX века, практически полностью сохранённого в первозданном виде. Мы стали рассказывать о судьбе крестьян, которые проживали в этих домах. Стали возрождать ремёсла, и впервые в нашей округе появились гончарная, бондарная, кузнечная, мастерские по пошиву народного костюма. Теперь к нам не просто идут и смотрят, а участвуют в процессе. И с
каждым годом мы принимаем всё больше посетителей. В прошлом году насчитали 241 тысячу гостей - это даже больше, чем в советские годы. Не постесняюсь сказать, что современная любовь красноярцев к старине, народному искусству имеет истоки в Шушенском. Не зря и международный фестиваль музыки и ремесёл проходит на нашей территории.
каждым годом мы принимаем всё больше посетителей. В прошлом году насчитали 241 тысячу гостей - это даже больше, чем в советские годы. Не постесняюсь сказать, что современная любовь красноярцев к старине, народному искусству имеет истоки в Шушенском. Не зря и международный фестиваль музыки и ремесёл проходит на нашей территории.
Культура бессмертна
Кстати, как считаете, это просто модная тенденция, или русский народ действительно возвращается к своим истокам?
Г.Б.:- Думаю, вы не раз слышали фразу: «Если хотите уничтожить народ, то убейте его культуру, и тогда народа не будет, останется безликое население, которое быстро деградирует и исчезнет». У нас были непростые времена, в школах перестали глубоко
изучать русскую литературу и культуру. Дети порой читают книги со словарём, потому что не помнят исконно русских слов. Но особенность нашего народа в том, что он имеет глубокую духовную основу и, несмотря на меняю-
щиеся политические события, хранит её на генном уровне. Сейчас настало время возрождения. Люди хотят вернуться к своим истокам. И задача музея - помочь им в этом.
изучать русскую литературу и культуру. Дети порой читают книги со словарём, потому что не помнят исконно русских слов. Но особенность нашего народа в том, что он имеет глубокую духовную основу и, несмотря на меняю-
щиеся политические события, хранит её на генном уровне. Сейчас настало время возрождения. Люди хотят вернуться к своим истокам. И задача музея - помочь им в этом.
«Новая деревня» на территории музея специально была построена, чтобы люди могли погрузиться в русский быт?
Г.Б.:- Да, здесь воссозданы шесть усадеб, аналогов деревянного зодчества Приангарья и юга края, ушедших под затопление Богучанской ГЭС. Сейчас в этих домах можно проживать. Но изначально программ с погружением мы не планировали. На эту мысль нас навёл один состоятельный человек, который попросился переночевать в одном из домов. Когда смотрители утром пришли проводить уборку, увидели, что кровать не расстелена… Оказывается, он спал на печи. А потом стал помогать нам. Бытует мнение, что деньги портят людей, я не согласна. Когда они попадают в руки людей духовно богатых, которые интересуются своими корнями, те находят им правильное применение. У нас много спонсоров, которые помогают распространять самобытную русскую культуру, возвращать России утраченные корни. Большинство из тех, кто был в музее, начинают интересоваться судьбой предков, восстанавливать генеалогическое древо, пробуют заниматься народным творчеством и ремёслами.
Krsk.aif.ru- В последнее время культура, особенно музеи, жалуются, что финансирование по остаточному принципу не позволяет полноценно работать. У вас же противоположная ситуация…
Г.Б.:- Нужда вынудила нас по-другому посмотреть на музей, голод заставил думать, как заработать копейку. Музеям, несмотря на то, что они хранители истории, нельзя жить вчерашним днём. Зачем стоять с протянутой рукой, если можно реалии современного мира применить в дело, ориентироваться на запросы современного человека, но при этом не опускаться до уровня массового сознания. Не надо думать, что человеку сейчас неинтересна старина в её духовном проявлении. Как раз этого людям больше всего не хватает. И надо дать им то, что требует душа.
Смотрите также:
- Александр Многогрешнов: «Стране нужна сила, которая поможет возродиться» →
- Уроки тоталитаризма. Интервью с чешским учёным →
- Красноярцам нужна не толерантность, а дружба →