«В Сибири первые русские поселенцы оказались в экстремальных условиях. Выживали только инициативные, энергичные, смелые, активные. Некорыстолюбивые. Наравне с выносливостью и личной храбростью больше всего ценились взаимовыручка, коллективные действия», - считает Геннадий БЫКОНЯ, профессор, доктор исторических наук.
Вольный человек на вольной земле
Татьяна Антипьева, «АиФ на Енисее»: - Геннадий Фёдорович, Красноярск в предстоящие выходные отметит своё 386-летие, основали город казаки. Интересно вспомнить, как он развивался в первые десятилетия?
- Не только казаки прибывали на жалованье - хлебное, соляное, денежное, многие приходили сюда по принципу «вольный человек на вольной земле». Поначалу не хватало женщин, поэтому широко шла метисация: переселенцы заключали браки с женщинами из местных народов. Но уже в первой переписи 1719-1722 гг. видно, что диспропорция полов выровнялась. Заметьте - высок процент мужчин, которые в преклонном возрасте имели семью и детей. Около сотни было таких, которым за 50, 70, 80 лет! Самым старым, к слову, жителем Красноярска был пашенный крестьянин Корноухов - ему было 120 лет.
- Чем люди на жизнь зарабатывали в те годы?
- Посадские люди - ремёслами и торговлей. Больше всего ценилась переработка древесины и животного сырья - кожи, волос, костей. Активно торговали с Китаем, Монголией. Пётр I мечтал наладить торговый путь с Индией и считал, что можно не только Северным морским путём идти, но и сухопутным - через верховья Абакана, Енисея. Так что в Красноярске дневали-ночевали бухарские, монгольские купцы с караванами верблюдов и потом шли в Восточную Сибирь. Казаки тоже могли торговать - когда ясак собирали. В то же время практически 70% казаков имели пашню. Было и духовенство. Ещё первый гарнизон запросил: «Как так - без церкви? Мы же православные люди!»
- Сохранились ли в городе церкви того времени?
- Только Покровский кафедральный собор, построенный в последнее десятилетие XVIII века. Но он был приходской церковью. Кафедральный - Воскресенский собор, к сожалению, был разрушен в 50-е годы XX века. На его месте хотели дворец молодёжи построить, а возвели Большой концертный зал. Я ещё учился в педагогическом институте и застал момент, когда силами студентов собор ломали.
- Вам тоже довелось в этом участвовать?
- Нет. Хотя жалею, что не стал очевидцем. Тогда же нашли останки командора Резанова. Это на самом деле загадка - почему император Александр I не приказал доставить тело дворянина-камергера на родину в Санкт-Петербург.
Закон чиновникам не указ
- Памятник Андрею Дубенскому в городе поставили. А вот памятника другим казакам - основателям города до сих пор нет.
- Когда-то архитекторы Арэг Демирханов и Эдуард Панов предлагали поставить на Стрелке макет малого острога, сделать разрез культурных слоёв. Идея канула в Лету. Сейчас, насколько я знаю, прорабатывается проект установки на острове Татышев макета острога в полную величину - с 30 избёнками, похожими на те, в которых в годы основания Красноярска жили казаки.
- При попустительстве чиновников, ответственных за сохранение памятников культурного наследия, разрушаются уникальные образцы старинной архитектуры как в Красноярске, так и в других городах края. Неужели старина исчезнет?
- У нас неплохое законодательство по охране памятников культурного наследия. Вся беда в том, что оно не соблюдается. От голого материального интереса страдают те остатки исторического наследия, которые до нас дошли. К сожалению, недавно с местной охраны сняли больше 100 ценных объектов! Теперь они оставлены на произвол судьбы. Там, где выгодно, их покупают за бесценок, сносят безжалостно. Я помню, в лихие 90-е жгли деревянные объекты, очень интересные по архитектуре.
У нас в Красноярске беда какая - руководство края мало задерживается в своих креслах. И в Иркутске, и в Томске оседлые губернаторы. А у нас проходной двор, площадка для карьерного старта чиновников.
Как казаки воевод выгнали
- А ведь московских начальников красноярские казаки умели приструнить в прежние века? Я имею в виду такой исторический феномен, как красноярская шатость.
- Бывало, столичные воеводы, оказавшись в Сибири, теряли чувство реальности. Их могли отправить в Сибирь обнищавшими, а возвращались они уже богатыми. Население как могло давало отпор. Шатость Красноярска была одним из самых ярких народных восстаний в Сибири. Первая длилась пять лет и закончилась, только когда прислали воеводу Мусина-Пушкина, который приехал и стал выяснять, откуда у помощников бывших воевод богатства. Это сейчас не выясняют, с каких заработков чиновник покупает мерседес за 3-4 миллиона или дом на Гавайях. А тогда принято было. К тому времени и молодой Пётр I стал старых казнокрадов шерстить. Прежних красноярских воевод Башковских арестовали, пытали, те сознались. Их определили на каторгу.
Вторая шатость была при губернаторе Гагарине. Московский князь, присланный в Сибирь, вёл себя как полудержавный властелин. За стол садился, из-за него вставал - пушки гремели. Выезжал с тысячей телохранителей. Пётр I после расследования велел его повесить. Его труп переносили по нескольким местам. Чтоб все знали - первый сибирский администратор плохо закончил, потому что зарвался. Красноярские казаки в любом случае не против власти, а против злоупотреблений во власти бунтовали.
Без истории как без чувств?
- В те времена люди города, сёла основывали, строились, крепко жили. Как думаете, достойны ли мы, потомки, своих предков?
- Иной офисный работник или, например, повар детского сада могут сказать: какое мне дело до вашего краеведения...
- Да, у нас, как и у животных, есть инстинкты самосохранения, поиска пропитания, продолжения рода, но ведь есть ещё и интеллект. Поэтому нужны не только зарплата и три ключа - от квартиры, машины, дачи, а и духовная жизнь. Знание о корнях поможет человеку определить свою специализацию. А максимально выразить свои творческие потенции любой стремится. На мой взгляд, счастье - это когда «хочу» и «надо» совпадают. Поэтому лучший вид труда - творческий. Тогда человек полнее всего своё «я» выплескивает. Да и Пушкин с Лермонтовым когда-то говорили: «Не знать историю может только человек бесчувственный».