Как вы считаете, для чего нужны на площадях и скверах города памятники — большие и маленькие? Вот некоторые ответы, полученные у прохожих: памятники — не просто объекты, на фоне которых «снимается семейство». Это память о выдающихся людях, уже ушедших из жизни, напоминание о прошедших важных событиях. Это концентрат нашей истории: памятники вызывают уважение к своему народу, к своим героям. А еще они — важная часть городской среды, её украшение и гордость. Тем больше мы благодарны людям, создавшим эту красоту. Хочется рассказать о скульпторах и скульптурах.
Первый скульптор края
Талант отца, как эстафету, принял сын. Он — ученик первого набора Красноярской художественной школы, учился у самого Каратанова. В гражданскую войну Георгий был красным бойцом Алтайской партизанской дивизии. В 1923 году он впервые вылепил бюст В. И. Ленина, поехал в Москву и показал портрет Ильича М. И. Ульяновой. Скульптура понравилась, была приобретена и подарена от имени редакции «Правды» подшефному газеты Дулевскому фарфоровому заводу. К художнику из Сибири пришел успех.
С 1945 по 1953 год Георгий Дмитриевич жил и работал в Красноярске. Здесь он создал ряд портретов деятелей культуры и науки края. Лавров — автор памятника солдатам 31 Сибирского полка, расстрелянным колчаковцами, и бюста-памятника В. И. Сурикову, установленного в усадьбе Дома-музея художника.
Над братской могилой
Вот что рассказала о памятнике солдатам 31 Сибирского полка краевед Ирина Гузова:
В главке «Памятник солдатам 31-го Сибирского запасного стрелкового полка, 3-го и 4-го горных стрелковых полков. Поселок Иннокентьевский» приведена фотография памятника. На снимке постамент снабжен табличкой с пятиконечной звездой и надписью. Возможно, рельефные буквы прикреплены прямо к поверхности постамента – разглядеть так ли это, так же как и саму надпись, невозможно. Надпись на памятнике уничтожена вандалами Красноярска не так давно – около двух лет. Изображение в книге помогает увидеть и другие утраты – ружье в руках солдата было со штыком, сейчас последнего нет. Нет сейчас и маленькой сумки, «висевшей» справа на поясе. И цвет позолоты появился, видимо, недавно и придает какую-то «ненастоящность» скульптуре.
Собственно скульптуре в книге посвящен один абзац: «Памятник сооружен на братской могиле солдат, казненных колчаковцами». Значит, холмы, которые можно увидеть сегодня за памятником, действительно являются братской могилой. В путеводителе приведены слова, которые были начертаны на постаменте памятника:
«Вечная память борцам революции и солдатам 31-го Сибирского стрелкового полка, расстрелянным белогвардейцами в 1919 году».
Через два года после возвращения из Парижа Г. Д. Лавров был репрессирован. Его поместили в Бутырскую тюрьму, а в феврале 1939 года обвинили в участии в антисоветской террористической организации и в подготовке покушения на Сталина. Художнику присудили пять лет исправительно-трудовых лагерей. В 1943-м году Лавров был освобожден без права выезда с Колымы, а весной 1945 г. по распоряжению заместителя министра внутренних дел СССР А. П. Завенягина был направлен в Красноярск на аффинажный завод, где он должен был заняться изготовлением изделий из металлов, добываемых в Норильске. В Красноярске художник прожил три года. Здесь скульптор создает несколько работ: бюст В. И. Сурикова (сегодня его можно увидеть перед зданием художественного училища на ул. Свердловской) и памятник бойцам 31-го Сибирского стрелкового полка, мраморный бюст Сурикова, находящийся сейчас в Доме-усадьбе великого художника и другие работы.
Чехов над Енисеем
Набережная Енисея как будто создана для этого памятника. Не зря на нем написано: «На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том - горы, напоминающие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега». Эти слова были написаны Антоном Павловичем Чеховым.
В 1890 г. он через Красноярск проезжал на Сахалин, и в честь его посещения на набережной Енисея в 1995 г. был установлен этот памятник (скульптор Ю. И. Ишханов, архитектор А.С. Демирханов ). Писатель задержался в Красноярске всего на сутки. Позже, в «Путевых очерках», он выразил свое впечатление, что расположившийся с этой стороны берега Енисея Красноярск самый красивый и лучший сибирский город. Только за одну эту фразу красноярцы готовы носить цветы к ногам классика.
Прошло больше ста лет, и в 1995 году жители Красноярска возвели Чехову на своей земле памятник. (Надо отметить, что гранитный постамент появился на верхнем ярусе набережной гораздо раньше, и мы, студенты, долго ломали голову над вопросом: «А что это будет? Рисовали Чехова, лежащего на постаменте и болтающего ногами, и Чехова, прыгающего с зонтиком с верхушки камня, похожего на сапог). Теперь мы знаем, как была задумана скульптура. Бронзовая фигура классика надежно опирается на красный гранит с вышеприведенной подписью.
Юрий Ишханов — замечательный мастер, создавший в Красноярске такие скульптуры и скульптурные группы, как «Кандальный путь» на Предмостной площади (в народе его ещё шутя называют из-за особого жеста «памятником алиментщику»), обелиск на Красной площади города, и, конечно, памятник Ленину на площади Революции и многих других.
Искусство для настоящих мужчин
«Думаю, скульптура все-таки мужской вид искусства, а исключение — только Вера Мухина. Скульптура — преодоление сопротивления материалов, работа и физическая, и творческая»,— любил говорить Борис Мусат, скульптор огромного таланта и феерического обаяния.
Творчество Бориса Ильича хорошо знакомо всем жителям и гостям нашего города и края — это и скульптура мальчика-«афганца» рядом с Троицким собором, и памятник знаменитому хирургу и богослову В. Ф. Войно-Ясенецкому (Святому Луке), установленный в сквере возле архиерейского дома на проспекте Мира, и памятник воинам-туруханцам, павшим в годы Великой Отечественной войны, и многие другие монументальные и «малые» скульптуры, украшающие Красноярск и другие города России. Где только не находятся его работы! Планов у скульптора было громадье: «Очень хочу сделать для города что-нибудь замечательное. Чтобы радовало глаз и сердца прохожих. Но такого заказа ещё нет...»
Борис Ильич был Кавалером ордена Почёта, Почетным гражданином города Красноярска, отмечен знаком «Признание» Законодательного собрания Красноярского края и медалью преподобного Сергея Радонежского I степени.
Европа отдыхает
Этот исторический сюжет, воплощенный в скульптуре, известен ещё со времен греков и финикийцев. В основе его — похищение Зевсом дочери финикийского царя Европы. Царевна обожала каждое утро совершать водные заплывы. Конечно, она и не собиралась соблазнять Зевса. Но глава греческого пантеона влюбился в грациозную деву и решил её похитить. Он принял облик белого, невероятно красивого и кроткого быка с мягкой блестящей шерсткой. Европа села на спину быка, а тот, как заправский крейсер, поплыл все быстрее и быстрее, держа курс на остров Крит. Европа стала там женой Зевса и дала свое имя целому континенту.
Скульптура расположена на Предмостной площади, являющейся одной из самых красивых в городе и признанной любимым местом отдыха красноярцев. Здесь здорово отдыхать в летнюю жару, ведь скульптура установлена в центре фонтанной чаши! Особенно весело ребятишкам, которые здесь плещутся и по спине быка научились забираться прямо к нему на голову. А Европа их даже не замечает, ведь она занята своей исключительной красотой.
Скульптура «Похищение Европы» появилась в Красноярске в конце лета 2003 года. Авторы композиции из бронзы, гранита и воды - скульпторы Александр Ткачук и Виталий Осьмушкин, архитектор скульптурной группы — Андрей Касаткин.
К слову. Каждая скульптура или скульптурная группа создает вокруг себя особую атмосферу, которую не мы всегда ощущаем. Мы помним события и людей, которым посвящены городские памятники, гордимся нашими даровитыми земляками-скульпторами, бережно любуемся подаренной нам красотой. И бронзовые герои вызывают из глубины души и радость, и грусть, и восхищение перед талантом создавших их мастеров. Но присмотритесь: разве вас не покоробили отбитые плиты у «Зевса и Европы»? Разве вы не видели потеков белой краски на памятнике Ленину? Разве не заросла травой, так, что бетонных плит не видно, площадь перед памятником «Кандальный путь»? Ведь, кроме хороших намерений, требуется ещё и действие, и мы сами можем помочь городу стать еще красивее.