Примерное время чтения: 6 минут
3490

Их всё ещё ждут… Солдатам войны помогают вернуться на родину

«АиФ на Енисее» №25 (1754) 18/06/2014
Солдат Второй мировой войны хоронят до сих пор.
Солдат Второй мировой войны хоронят до сих пор. / Из архива С.Аксельрод. / Из личного архива

- Главная задача любого поисковика - найти останки солдата и, если повезёт, медальон с его личными данными. Запис­ка состояла из двух частей. Одну часть после гибели рядового или офицера отрывали и отправляли родным похоронку. Вторую хоронили вместе с ним. Мы и сегодня помогаем погибшим солдатам вернуться домой, - говорит Серафима АКСЕЛЬРОД, заведующая народным музеем «Память».

Огненный выпуск

Надежда Филатова, «АиФ на Енисее»: - Серафима Семёновна, в вашем музее собраны истории учеников прошлого века. О чём они могут сегодня рассказать современному поколению?

Серафима Аксельрод: - Всё началось с истории «Огненного» выпуска нашей школы. Это выпускники 1941 года. Впервые они встретились только через 30 лет после окончания войны. Встретились, конечно, не все. Потом стали выяснять судьбы и других выпускников школы, ушедших на фронт. Глеб Воробьёв, военный врач, погиб во время одной из крупнейших трагедий Великой Отечественной войны на теплоходе «Армения», который подорвали фашисты. На нём эвакуировали раненых из 11 госпиталей. Братья Гакины. Они воевали рядом, даже не зная об этом. Встретились в окопах совершенно случайно. Командир дал команду: «Гакина ко мне!» - и вместо Бориса пришёл Илья. Погибли братья тоже рядом. Мы нашли место их захоронения.

В память о них во дворе школы ещё в 1985 году был открыт обелиск Славы, где высечены имена двух директоров школы, учителей и 46 учеников, не вернувшихся с фронта.

Ученица Татьяна Воробьёва исследовала боевой путь своего родственника, лётчика, Героя Советского Союза Николая Тотмина. Место его гибели долгие годы оставалось неизвестным. И даже после того как поисковикам удалось обнаружить самолёт, прошло ещё четыре года, преж­де чем определили, что за его штурвалом был именно он.

Анатолий Седельников мечтал стать журналистом. А стал разведчиком. Поэт, партизан-разведчик был награждён орденом Ленина за успешные подрывы вражеских эшелонов. Родные только через 62 года узнали о том, как он погиб. Во время очередного задания в тылу врага Анатолий Седельников получил три ранения: в руку, плечо и живот. Ситуация была безвыходная. Отряд снова окружали. Чтобы не попасть в плен врага, он расстрелял себя очередью из своего же автомата. Сохранились его дневники, письма к жене и стихи, в которых столько любви к Родине…

…Судить о ней ты не спеши,/ Не зная русского народа. /Одной с ней проживи судьбой, /Не предавай её злословью. /Пока её святая боль /Не станет и твоею болью. /И лишь тогда от всей души, /Дорогу трудную осилив, /Ты о России напиши /Слова, достойные России.

Прошло 70 лет, а стихи эти до сих пор актуальны…

Вернулся домой

- Суворов говорил, что война не закончится до тех пор, пока не будет похоронен последний солдат. Много лет поисковые отряды из разных регионов России находят и перезахоранивают останки солдат Второй мировой. Можно сказать, что найдут всех, кто остался на полях сражений?

- Найти всех невозможно, кто-то утонул в болотах, кому-то не успели выдать медальоны. Кто-то его не заполнял, считая дурной приметой. Кроме того, часто данные заполняли химическим карандашом, от влажности он стирается. Ком к горлу подступает, когда находишь именно такую записку из прошлого. Но тем не менее мы можем хотя бы сузить место поисков, определить примерное место гибели или захоронения. Чтобы у родственников было место, куда они могут приехать и поклониться своему герою.

- Недавно в редакцию позвонила читательница. Своего отца она не видела никогда. Пропал без вести. Тем не менее она всю жизнь ищет хоть какую-то весточку о нём. Обращалась к разным архивам - ничего. Как считаете, есть надежда найти?

- Я вам расскажу случай из нашей жизни. К нам обратился сын бойца Хафиза Сафина. Он не знал, где погиб и похоронен его отец. К нам он пришёл с просьбой, чтобы исправили данные в Книге Памяти. Там было написано «Татарстан», а нужно было написать «татарин». Я начала копаться в архивах. Выяснилось, что в одном документе написали Кафиз, в другом - Хавис. Я нашла три документа на него с разными вариантами имени. Оказалось, что он погиб в Старорусском районе Новгородской области. Это пример, когда мы не нашли его медальон, но помогли найти место гибели солдата.

- Может, не стоит ворошить память? Останки солдат лежат в земле уже 70 лет. Зачем их перезахоранивать?

- Наших солдат до сих пор ждут дома родные. Вы бы только видели лица людей, которым мы помогаем отыскать место гибели или захоронения их отца, деда, прадеда. Письма и звонки от родственников, которые до сих пор ждут хоть какую-то весточку, поступают постоянно. Поклониться, пусть братской могиле, но знать, что он здесь.

В Пировском районе мы передали дочери Мутагира Хакимова гильзу с землёй с могилы отца. Говорят, когда она узнала, что мы его нашли, каждый день выходила на дорогу и ждала, как будто он сам возвращался с фронта. Она очень ждала, что мы привезём останки. Но это случается крайне редко. Определить доподлинно, кому какие останки принадлежат, сложно. В одном месте могут покоиться сразу несколько человек. Рядом находим останки и советских, и немецких солдат. Хотя, к сожалению, надо признать, что массовость поискового движения иногда до добра не доводит. Бывают случаи, когда люди выдают родным окончательно не опознанные останки.

За 25 лет поискового движения 1 090 красноярцев приняли участие в поисках. За это время удалось поднять останки 3 180 человек, найдено 183 медальона, среди которых были и медальоны красноярцев. В архивах удалось установить имена ещё более 1 500 воинов-красноярцев, до сих пор числившихся пропавшими без вести.

P. S. Когда верстался номер, пришло сообщение о том, что в Тверской области под городом Белый поисковики нашли останки рядового 78-й добровольческой бригады Конычева Николая Яковлевича, уроженца села Никольское Ачинского района. До сих пор он числился пропавшим без вести.

ДОСЬЕ
Серафима АКСЕЛЬРОД родилась в декабре 1945 года. Окончила Московский государственный педагогический университет. Учитель географии красноярской школы № 19. С 1985 года возглавляет Народный музей «Память». 25 лет лично участвовала в поисковых экспедициях «Вахта памяти». Награждена знаком отличия «За заслуги перед городом Красноярском», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах