Здесь хранятся тайны Енисея
Если вы еще не успели посетить Музей истории и развития судоходства в Енисейском бассейне, поторопитесь: вы увидите и узнаете так много интересного и удивительного, что наверняка придете сюда еще. Придете, чтобы испытать чувство гордости за свой город, свой Енисей и за людей, для которых река — это дорога, которая ведет их по жизни.
День рождения Музея судоходства
Музею 7 мая исполнилось 22 года. Он ни разу не менял дислокацию — всё это время находился в здании Енисейского управления речного пароходства. Об истории самого музея и, конечно, о судоходстве на Енисее рассказывает и атмосфера этого места, и экспонаты, но никто не поведает об этом с такой любовью и с таким энтузиазмом, как директор музея Борис Михайлович Гончаров.
— Все эти годы существования музея шёл сбор экспонатов, их оформление и усовершенствование музейного пространства, — рассказывает Борис Михайлович. — Специалисты не привлекались: в то время в штате пароходства были свой художник, свой фотограф. Огромную помощь оказывал Краеведческий музей, в котором тогда шла реконструкция. Нам в подарок от него достались остекленные витражи-тумбы. В ходе капитального ремонта наших помещений мы применили новые технологии расположения экспонатов, и помещения музея приобрело стильный и современный облик. При этом нашей целью было сохранение истории развития судоходства на Енисее, истории пароходства и, конечно, проводимая с молодым поколением профориентация. Я имею в виду и речное училище, и институт (теперь он называется «Красноярским институтом инженеров водного транспорта», филиал Новосибирской академии).
С первого парохода
— Навигация 2013 года была юбилейной: исполнилось 150 лет с начала парового судоходства на Енисее, — сообщил Борис Михайлович. — До 13 июля 1863 паровых судов на Енисее не было. Основными средствами передвижения были плоты, баржи и парусные суда. В 1862 году купцы Сафронов, Баландин и Кытманов, объединившись, решили построить пароход, чтобы ходить в Енисейский залив и добывать рыбу ценных пород, а ещё организовать товарообмен с коренными северянами — блага цивилизации в обмен на пушистые шкурки полярных животных.
Красноярские купцы тоже времени даром не теряли. В 1878 году красноярский купец Гадалов закупил в Англии пароход и назвал его «Москвой». Он перегоняет судно на Енисей, и в навигацию 1882 года оно отправляется из Енисейска в Красноярск под управлением капитана Криницкого. Зайдя в Казачинский порог, «Москва» не смогла преодолеть скорость течения. Тогда капитан собрал мужское население окрестных сел и с помощью бурлацкой тяги и ворота, одновременно работая машиной, «Москва» преодолела Казачинский, и 14 мая 1882 года прибыла в Красноярск. Это был первый пароход, который увидели красноярцы.
В настоящее время, чтобы нейтрализовать капризы Казачинского, на пороге работает туер «Енисей». Его работа – подъём судов. Скорость течения здесь достигает до 27 км в час. Это единственное в мире место, где работает туерная тяга. Сам туер был построен на КСРЗ в 1964 году. Его мощность – 2 тыс «лошадиных сил». Туерный стальной трос имеет длину 2 км и диаметр 40 мм. Каждую весну в начале навигации туер приходит в порог, чтобы поднимать суда на Казачинском. Есть ещё одно место на реке, где используется туерная тяга - на большом Енисее, в Туре, на Хутинском пороге. Роль туера здесь выполняет тепловоз.
А вот и модель парохода «Св. Николай». На Стрелке он стоит в натуральную величину. Но знаменито это судно лишь тем, что на нём в 1891 году совершил поездку от Березовки до Красноярска будущий Николай I, а через шесть лет на этом пароходе поднимался вверх по Енисею к месту ссылки Владимир Ульянов.
В музее есть все материалы о судоходных компаниях, которые существовали на Енисее с момента постройки первого парохода до образования Енисейского пароходства. Владельцами и учредители этих компаний были в основном купцы и промышленники: Кытмановы, Баландины, Гадаловы, Сафроновы.
Самые ценные экспонаты
В музее можно «познакомиться» с красноярским водолазом. И даже сфотографироваться с ним.
А вот гудок КСРЗ, который, единственный в городе, знаменовавший когда-то начало рабочего дня, конец обеда и конец рабочей смены. Этот старейший в городе завод был основан в 1909 году.
Вторая важная вещь в коллекции музея — судовой колокол, рында конца XIX века с парохода «Гленмор», который был собран в Англии в 1895 году.
По исторической ценности ему не уступают заводские часы Красноярского судоремонтного завода. Также широко представлены более современные материалы, связанные с судьбами легендарных енисейских судов и их не менее легендарных капитанов и матросов.