Музыку с эффектом 5D исполняют потомки кочевников

Фото: Виктор Александров

Музыканты Духового оркестра правительства республики Тыва

У концертов Духового оркестра правительства республики Тыва «эффект 5 D». Зрители говорят: мы увидели Туву как она есть. На склоне трепещут низкорослые серебристые кустарники, и щедрое солнце балуется светотенью на испещренных морщинами камнях. Могущественная гора выглядит ожившей. Многие признаются, что, окруженные мощными волнами звука, они как будто чувствуют терпкий сладковатый аромат созревшей степной травы.

   
   

Художественный руководитель коллектива Тимур Дулуш шутит: когда на сцене работаем, мы же потеем. Выходит, публика «слышит» аромат Тувы не только в переносном, но и в прямом смысле. Однако есть ведь кое-что еще, пусть трудноуловимое, что делает каждое выступление молодого оркестра (в этом году отметили пятилетие) столь искренним, темпераментным и пробивающим любую толщу личных дум и забот.

Яки научили петь

- В Кызылском колледже искусств я учился по классу фагота, - беседуем с одним из музыкантов коллектива Начыном Донгаком. – Потом появился интерес к баритон-саксофону. Сам освоил. Влюбился в этот инструмент. На фаготе звук мягче, а баритон-сакс грубее. Сейчас учусь в Восточно-Сибирской академии культуры и искусства (находится в Улан-Удэ), у профессора Валерия Александровича Симонова.

Разговор перетекает к детству Начына.

- Где я вырос, коров нет. Яки есть. Я возле них вырос. В седьмом классе у меня было такое увлечение – подражать им. Они, яки, вот так делают: «Хыыы, хыыы» (извлекает из горла низкий звук). Так, с яков, начался у меня каргыыра (разновидность тувинского горлового пения, когда голос звучит низко, в противовес наиболее распространенному звонкому хоомей).

Начын демонстрирует каргыраа. Звук идет из глубины, изнутри. Сильный, зычный, он мгновенно делает тугим пространство в диаметре нескольких метров. Пробирает до мурашек.

Духовой оркестр Тувинской Народной (Аратской) республики, 1930-е годы

Поднимать дух людей

Вместе с Тимуром Дулушем музыканты мечтали воссоздать коллектив не меньше чем по образу конного духового оркестра Тувинской Народной (по-тувински – аратской) республики. Вдохновение черпали и в историях о духовых оркестрах Красной Армии, с сигналов которых начинались все знаковые сражения Великой Отечественной Войны, и в том числе легендарный прорыв блокады Ленинграда. Такие коллективы, совсем не только музыкальные, поднимали дух воинов во множестве сражений, вплоть до Петровских времен.

   
   

Мечта сбылась почти сразу после объявления официального статуса Правительственного духового оркестра в марте 2008-го. За четыре дня музыканты освоили конное дефиле.

- Слава Богу, 90 процентов наших ребят выросли на конях - все кожуунные ребята (на кожууны, а не на районы, разделяется Тува), – посвящает в подробности предводитель оркестра.

С помощью заслуженного коневода республики Геннадия Монгуша разработали собственную методику дрессуры крепких тувинских скакунов. 9 мая, на параде в честь победы в Великой Отечественной Войне, оркестр выступал на конях. Счастливцы, присутствовавшие на нем, рассказывают, что, слушая в исполнении коллектива военные марши времен Петра Первого, в самом деле ощутили атмосферу ликования, торжества. Великой победы боевого духа нерушимого единого народа, сплавленного из людей множеств национальностей, над провальной идеей разделения людей по расам.

Оркестр высшей категории

Единственный коллектив в мире, который на лошадях делает фигуры полевого военного перестроения и одновременно исполняет сложные музыкальные композиции, Духовой оркестр правительства республики Тува произвел фурор на 21-м международном фестивале Сhaiy-City в Тайване. Рекламная кампания этого смотра лучших и самых грандиозных (более ста человек в составе) коллективов мира строилась на фотографиях двадцати трех тувинских музыкантов на лошадях. Парад из 38 оркестров возглавляла конная колонна, во главе которой на тихоокеанском ветру развевались флаги России и республики Тува. Публика, видевшая фрагмент конного военного парада на фестивальном стадионе, благодарила музыкантов стоя, аплодируя горячо и продолжительно.

Конная колонна Духового оркестра правительства республики Тыва открывает парад музыкальных коллективов на 21-м международном фестивале в Chiayi city, Тайвань

Коллеги из других стран мира, признанные маэстро оркестровой музыки, присвоили Духовому оркестру правительства республики Тува высшую профессиональную категорию. Это возможно, только если коллектив способен сыграть собственную оригинальную программу на час тридцать. Она составлена из композиций классических, джазовых, молодежных, духовных, однако в сердце этой программы национальная музыка. Произведения тувинских композиторов - «Танцы воинов» Б.-М. Тулуша, «Таежная симфония» В. Токи, также песня о 60 богатырях, в 19-м веке поднявших восстание против китайцев (ее вместе с оркестром исполняет искрометная Софья Кара-оол, народная артистка Тувы), молодежная хип-хоп композиция «Устуу-Хурээ, мы с тобой!»

Исток – храм Устуу-Хурээ

Вот, пожалуй, что может объяснить эту необыкновенную силу воздействия музыки, исполняемой Духовым оркестром правительства республики Тува: ведь их исток – международный фестиваль «Устуу-Хурээ»! Событие, задуманное, чтобы воссоздать прекрасный буддийский храм в 10 километрах от Чадана. Разрушенный в тяжкую пору разгула безверия в 1937-м году, он одну человеческую жизнь будто ждал, когда народ одумается и вернется к святому.

Все материалы о фестивале Устуу-Хурээ читайте в сюжете >>

Обучаясь в колледже на отделении духовых инструментов, музыканты каждое лето приезжали на фестиваль, строили сцены, обустраивали палаточный лагерь, убирали мусор, и окунались в животворную атмосферу искреннего общения с гостями и музыкантами из десятков стран мира и регионов России. А в 2004-м, увидев выступление самого неординарного оркестра США «Сан Ра Аркестра» (их называют последними хранителями традиций джаза 1930-х годов), почувствовали в себе силы и готовность создать коллектив самостоятельно. Весь следующий год 13-16 летние воспитанники Кызылского колледжа искусств в 5 утра выходили из общежития, чтобы с 6 до 8:30, до первого урока, провести репетицию. Рабочий день юных музыкантов заканчивался в десять вечера. И на фестивале 2005-го года коллектив получил Гран-при.

А весной 2012-го «пацаны из оркестра» и своими руками (думаете, хоть у кого-то из них промелькнула традиционная для гениальных европейских музыкантов мысль о том, чтобы беречь руки, этот свой рабочий инструмент?) достраивали новое здание храма Устуу-Хурээ. Грузили в Камазы щебень и песок, заливали пол (это более 100 кубометров бетона!), перекрывали и красили крышу.

Председатель правительства республики Тува Шолбан Кара-оол, подчеркнув высокое значение деятельности организаторов фестиваля «Устуу-Хурээ» (а коллектив Духового оркестра, рожденный фестивалем и созревший благодаря ему, стал со временем и со-организатором) в воссоздании храма и возрождении духовности в республике, отметил, что задача каждого человека – построить храм в своей душе. Музыкантам и организаторам «Устуу-Хурээ», бесспорно, эта идея понятна. Они строили храм внутри своих душ с самого первого дня, с 1999 года. Без этого трудно вообразимо проведение отнимающего всю энергию крупного международного события.

Фотографии с фестиваля смотрите в фотогалерее >>

Как выразился Тимур Дулуш, музыканты оркестра – дети не асфальта, а чабанских стоянок (чабаны ведут хозяйство на определенной, зачастую обширной, территории, занимаются скотоводством). В таких местах природа по-прежнему первозданна и чиста. Естественный храм, священная земля. Человек здесь не может спрятаться от красного волка или могучего медведя за толстые стены многоэтажек. Выживают только на простоте, честности в отношении к природе, своим землякам (которая обращается взаимовыручкой) и, конечно, на силе духа. Этот внутренний дух, наверное, и есть настоящий инструмент тувинских духовиков, как думаете? Вместе с музыкой они доносят до людей глубинное нутро национального миропонимания. Со сцены звучат не металлические инструменты – со сцены звучат их души.