1 августа в десятый раз с момента возрождения двухсотлетней традиции в Енисейске состоялась Августовская ярмарка, совмещённая с празднованием 396-летия города.
Енисейск встретил гостей в переходном состоянии: Богоявленский собор облепили леса; старинные дома оцепили заборы, на которых - плакаты с датой завершения реставрации; во дворах памятников старины идут раскопки. К 400-летию город должен превратиться в музей под открытым небом: в планах отреставрировать 21 здание, в процессе находятся 10 объектов. Сегодня сдан только дом Н. Н. Дементьева XIX века - в нём открыли художественную школу.
Августовская ярмарка уже к полудню была в разгаре: на главной енисейской улице Ленина были расставлены торговые палатки, вблизи на детском стадионе открылась «Ремесленная слобода», у набережной на плавучей сцене проходила официальная часть с речами и награждениями, в культурном центре звучали стихи, а писатели раздавали автографы.
При входе на территорию ярмарки посетителей встречает палатка с пушниной - кажется, единственная такая здесь, и в сравнении с тем, что некогда в августе Енисейск становился центром пушной торговли, она выглядит экзотично. Над ней висит плакат: «Шесть осетров - пуд кирпичного чая». Впоследствии выясняется, что с рыбой, одним из некогда первых промысловых ресурсов, тоже не очень: едят здесь в основном шашлыки.
Каждый третий в этот день торговал мёдом и главным напитком Августовской ярмарки - медовухой. В Енисейске прошёл конкурс с дегустацией, и первое место за свой напиток получила - в третий раз за все годы участия - Наталья Валентиновна из Боготола. Они с мужем делают медовуху на перге, которая помещается в чёрных рамках, настаивается три месяца. Привкус у напитка своеобразный, молочный.
«Ремесленная слобода» - ограждённое поле с национальными подворьями, мастерами и сценой. Две Ирины из местного фонда немецкой культуры показывают блюда: кребль - тот же хворост, но помягче, и ривель кухен - сладкий пирог с посыпкой. Но гвоздь их стенда - вафельница времён Екатерины II. На ней готовили переселяемые в Россию немцы, с ними попала она в Енисейск. Служит утварь и сегодня - на костре жарят вафли.
Вопреки дождю люди шли плотной толпой, а грязь под ногами не помешала пляскам «цыганок» в платках и эвенков в шубах.
Пройдясь по рядам, можно было обнаружить куклы Тильды, резные ложки, матрёшки и шкатулки, ждущие своих интуристов, отправить открытки со спецгашением и видами города в любую точку мира. В стороне возле куреня давали примерить казачью папаху и прицелиться из старинного пулемёта «Максим». Работники местного краеведческого музея угощали настойкой на вишне и травах, которой лечились в XIX веке купцы.
Журналистов из Красноярска отвезли в музей рубанков Виталия Ислентьева, стоящий на отшибе от мест празднования. В нём собрано 1500 рубанков, среди которых нет двух одинаковых. Умелец выстроил просторный зал, где экспонаты располагаются вдоль стен, издалека похожие на мобильные телефоны на витрине. Виталий тревожится: в новом помещении без отопления деревянная утварь может пострадать от перепада температур, а помощи от города и государства не дождёшься.
«Самое сложное - восстанавливать рубанки, - делится Виталий. - Сутками стоял и этот хлам восстанавливал, думая, зачем мне это надо? Не до блеска и лакирования чистишь, а, чтобы след времени был виден».
Смотрите также:
- Детский эстрадно-духовой оркестр исполнил мелодии военных песен →
- В Красноярске отметили новый праздник на старый лад →
- Красноярские памятники: память в бронзе →