Бабушкина юбка, рубашка деда. Титулованный дизайнер назвала тренды 2025 года

Главный совет от дизайнера: собирать свой гардероб отовсюду и создавать свой уникальный образ. © / Анна Полякова / Из личного архивa

Анна Полякова ворвалась в мир моды, будучи студент­кой института дизайна и архитектуры СФУ. Тогда она представляла на суд японцев сибирский стиль на Дальнем Востоке. Позднее поражала публику в Риме и Париже. Участница международных конкурсов, где бренд «Анна Полякова» получал восторженные отзывы критиков и призовые места. Сегодня она одна из самых известных и титулованных красноярских дизайнеров одежды.

   
   

Об источниках вдохновения, истории моды, сибирском бренде, о том, почему чёрный до сих пор самый модный цвет, а также советы, что носить в 2025-м – в беседе с красноярским модельером.

Русский дух и сибирские ватники

В середине 2010-х первую коллекцию Поляковой, навеянную русской художественной авангардной школой, высоко оценило жюри международного дальневосточного конкурса «Пигмалион». В 2015 году она уже представляла всю Сибирь на Римской неделе моды Roma Fashion Week, где получила диплом за презентацию коллекции Suprime.

Источник вдохновения Анны Поляковой, по её словам, на протяжении нескольких лет остаётся неизменным – русская мифология, народный костюм, иконопись и полотна супрематистов, тщательно переработанные в многочисленных моделях. Эстетика Сибири и Красноярска как её центра заключается для мастера в дикой природе, культурных символах, архитектуре. В её салоне архитектурные вечерние платья соседствуют с чёткими повседневными, базовыми вещами. А верхняя одежда часто предлагается в виде… телогреек! Да, проработанных эстетически, но так легко узнаваемых! Тёплые, нос­кие, модные, вневременные. В них издавна согревалась вся Россия.

«Мою последнюю коллекцию представили самые известные красноярки летом этого года на Сибирской неделе моды «Обратная перспектива, или Путь домой». Она стала для меня самой мощной. Основана на русском культурном коде, но не на лубке. Мы с моей командой прорабатываем исторические пласты тщательнее, чем столичные дизайнеры, например. Икона «Троица» Андрея Рублёва, полотна Казимира Малевича, авангард начала XX века.

Эти архетипы наиболее глубокие, и они откликаются у пуб­лики. Поскольку наш бренд из Красноярска, мы включили в коллекцию телогрейки-ватники как «одёжное сердце» Сибири. Это архитектурно по стёжке, по функционалу. И мы интерпретируем эту исконную народную одежду в разных формах и материалах», – рассказывает Анна.

Ещё одной особенностью региона Анна называет историю: здесь в прошлые века было много ссыльных, в большинстве они были интеллектуалами. Это заметно: и юмор, и ирония, и литературность, что отражается в проектировании местного городского костюма.

   
   

Что касается народного одеяния, то оно формировалось во многом под влиянием климата и образа жизни. Лапти, например, в крае не прижились: были не удобны для речных поселений, потому что попросту промокали и расползались. Вместо них шилась обувь из кожи, практичная и пригодная для Сибири.

Малая история для большого города

Свой бренд модельер называет камерным, с малотиражным производством. На стойках разномастные, архитектурно прописанные вечерние туалеты, юбки-фартуки, как на Руси, жилеты почти в пол, в которых угадываются силуэты исторических кафтанов. 

Фото: Из личного архивa/ Анна Полякова

А что из этого пригодно для повседневной носки? И почему всё чаще молодёжь выбирает тёмные, мрачные тона? Хотя Анна, например, предлагает разноцветие – от базового чёрного до кричаще алого, все пастельные оттенки и цвета самой природы.

«Сибирь – это леса, мрачность, замшелые камни, низкое зимнее небо, болотистые поймы рек и озёр. Отсюда и цветовая гамма. И многое похожее по цвету предлагают массовые производители одежды. Мы же разнообразим цветовой код, в котором женщинам будет удобно и комфортно. Мы всё же в основном стали лучше одеваться! Приезжие столичные стилисты нередко критикуют нас, сибиряков, а задача местных модельеров – создавать образцы красивой одежды, развивать вкус», – считает Анна.

Фишки года и люди в чёрном

О ежегодных модных трендах модельер говорит так: «Я свято верю, что одежда – это функция. Если это неудобно, то изживёт себя. Горожанки, как правило, себя выравнивают под общие тренды. Специалисты делают лукбуки, что помогает формировать стиль. Критерий модности – чувствовать свои потребности: это может быть любая яркая мелочь, которая поможет оживить старый гардероб.

Назову фишки этого сезона, чтобы сделать образ актуальным: акцент на плечи, женственный силуэт, талия в обтяжку, ретро и винтаж – обратно в девяностые, живые фактуры и футуризм».

Фото: Из личного архивa/ Анна Полякова

При этом чёрный цвет, так любимый публикой, пришёл в моду из базы, униформы. Долгое время считался «скорбным», или церемониальным, поясняет дизайнер. Как сказала некогда одна актриса: «Не знаешь, что надеть – бери чёрный. Всегда будет полноценный безопасный образ». Однако, по словам Анны, чёрный цвет быстро демократизировался в восьмидесятые годы. И носить его попросту легче: не надо думать о сочетании оттенков в своих нарядах. Но всё чаще женщины выбирают яркие цвета. Например, красный, чтобы быстро и чётко выделиться из многочисленной массы «людей в чёрном».

А молодёжные образы собираются под влиянием многих факторов: предложений рынка в масс-маркете, копирования друг друга. Поэтому набор «джинсы, кроссовки, пуховик нейтральных тонов» будет в тренде и этой зимой. Но 20% молодых и смелых будут выбирать разнообразие благодаря вторичному потреблению одежды.

А людям старшего поколения, которые боятся перемен в гардеробе, но хотят быть модными, Анна советует обращать внимание на удобство и уместность. Не стоит экспериментировать с технологически дешёвыми тканями, но стоит подойти к точному пониманию себя, исходя из образа жизни.

«Сейчас всем повезло, мода трансформируется из актуальной в устаревшую гораздо быстрее и динамичнее. Раньше этот период занимал 20 лет, потом порог снизился до 10 лет. Сейчас становится трендом то, что было объявлено пару лет назад жёстко недопустимым, буквально за пару сезонов. Не спешите выбрасывать из шкафов собранное годами, а подождите чуть-чуть, главное – не теряйте форму, чтобы одежда опять села как влитая!» – считает модельер.

Сокровища из сундука

По словам Анны, главное – собирать свой гардероб отовсюду и создавать свой уникальный образ. И правильно стилизовать. Подойдут и древние бабушкины юбки с кружевами из сундука, и архивные дедушкины рубашки хаки из гаража. Не стоит их выбрасывать. Тем более материалы в годы СССР были очень качественными. Люди в одежде самовыражаются.

«Белорусский лён, к примеру, сделан на века! Можно покупать винтажные вещи, чтобы чувствовать точный крой, качество шерсти, шёлка прямо своей кожей. Если вы это почувствуете, никогда не забудете», – уверена модельер.

И вообще, наша отечественная «массовка» на фоне ухода импорта очень быстро поднялась. Это понятная одежда, зачастую из хороших тканей, рассчитана на все группы покупателей. Рынок сдерживает дефицит швей. Это специалисты, которые учатся сегодня не в училищах (таких образовательных площадок просто нет), а непосредственно на производстве. Тем не менее сибирская мода уверенно шагает по подмосткам.

А краснояркам Анна рекомендует никогда не бросать самостоятельное шитьё: это женское ремес­ло не раз выручало всех нас в эпохи перемен. Перелицовка платьев на обратную сторону, чтобы скрыть следы носки, хранение отрезов ткани матерью для дочери, собирание пуговичек – это такая работа с памятью. Сегодня история приобретает новые оттенки смысла: не столько про выживание, сколько про патриотику и русский дух.

Путь на подиум

Как стать модным дизайнером? Анна советует много учиться способам проектировки. Это не про творчество, а про инженерную мысль. Потреблять много русского искусства. Смотреть на грандов моды, но черпать вдохновение в природе собственного края, истории, людях. Так и будет сформировано мировоззрение правильного модельера.