Её изделие выставлялось в Эрмитаже, шаржевая кукла – в коллекции историка моды Александра Васильева, а дочь дефилирует в показах Вячеслава Зайцева. О том, как сибирячка Алёна Скорнякова, которая начинала шить тайком из простыней, сегодня известна в широких кругах мира моды, рассказал «АиФ-Красноярск».
Ломает люстры и шьёт из них одежду
Фея, волшебница, рыжеволосая не бестия, а принцесса. Алёна Скорнякова известна не только в родном Зеленогорске, но и далеко за его пределами. Очаровательная, одетая всегда не как все, она и делами занимается воздушными, зефирными. По крайней мере, впечатление они производят такое. Вот воздушное платье со шляпкой для подросшей дочери Юлечки, вот комплект вязаных шапочек с мордашками животных, сделанных для детей, живущих в интернате, а вот целая скульптурная композиция фигурок из валяной шерсти.
У маленькой Алёны, кажется, и пути-то другого не было, как стать мастерицей. Две бабушки – и обе кудесницы. Одна создавала великолепные наряды для артистов цирка, другая обшивала партийных работников. Блёстки, рюши, бахрома костюмов первой и строгость, стиль и вкус костюмов второй – всё это было перед глазами маленькой девочки. Но самое главное, она видела сам процесс, когда практически из ничего руками бабушек создавались настоящие шедевры. Поэтому и лучшими игрушками для Алёны стали пяльца. В пять лет она освоила вышивку гладью. Тогда уже легко обшивала своих кукол. До сих пор помнит своё первое изделие – кофточку для немецкой куклы. Правда, тогда же случилось и первое разочарование. Для шитья из голубой ткани мама выделила… зелёные нитки. Удались и выкройка, и фасон, но строчка не везде получилась ровной. И предательские зелёные нитки на голубом фоне это подчёркивали.
После кукол Алёна легко начала кроить и шить для себя. Правда, родители смелые эксперименты дочери не поддерживали и в одежде, сшитой самой дочкой, никуда не пускали. Но Алёна свои наряды всё-таки выгуливала, когда родителей не было дома. Доставалось от неё в хорошем смысле и брату. Их одежда, даже если это были вещи, «как у всех», всегда чем-нибудь да отличалась. Вышивкой, орнаментом, деталями. Над всем этим корпела Алёна.
В Зеленогорск с родителями из Красноярска девочка перебралась со своей швейной машинкой. Позже маленькой чёрной пришла на замену красная. Потом одна из бабушек сделала внучке щедрый подарок – подарила взрослую машинку. А после того как на неё поставили мотор и педаль, звук строчащей машинки дома практически не смолкал. Недавно, как привет из прошлого, одноклассник прислал школьную фотографию. На ней Алёна – пятиклассница, в модной, как ей тогда казалось, кофте со специально сделанными дырками. История создания кофты бесхитростная. Почти в каждой советской семье были светильники с характерными абажурами с «серпантининой». Алёна её отодрала, обрезала до нужной длины и сделала кофту. Кофта произвела фурор. Правда, реакция была разной: от полного восхищения до разговоров, что Алёна ломает люстры и шьёт из них одежду.
Кеды – это те же тапки
Времена дефицита не обошли стороной и семью Алёны. Они, как и многие другие, выстаивали очереди за редким товаром. А если удавалось купить, то уж брали не в одном экземпляре, а с запасом. Так было и с постельным бельём. Поэтому, когда Алёне в очередной раз захотелось поэкспериментировать, вынутая из огромной стопки белья простынь родителями оказалась не замечена. А побудила её использовать подручный материал девочка в красивой юбке, которую Алёна увидела на танцах. «Сама сшила», – похвасталась та.
«Я думаю: если девочка смогла, почему я не смогу?» – рассказывает Алёна. Но что-то пошло не так. Юбка получилась кособокая. А Алёна вместо того, чтобы замести следы, выбросить простынь, исчезновение которой бы и не заметили, честно сложила испорченное полотно в стопку белья. Ругали потом юную портниху сильно. Но всё изменилось, когда Алёна немного повзрослела, и разглядевшие в ней талант портнихи соседи потянулись с заказами. Доверяли даже из кожи шить. В те времена местные ателье с кожей не связывались. И в 12 лет она делала по-настоящему эксклюзивные вещи. Бонусом к ним – оригинальные причёски. Соседки и сами приходили, и детей своих приводили, чтобы сделала им мастерица чудо-косы. Это сейчас в любом салоне косы с выпуском сделают, а раньше о таких даже и не мечтали. Получается, шла Алёна впереди парикмахерской индустрии. Да и моду в своём роде опережала либо шла с ней нога в ногу.
Так, не из журналов, а из головы, возник чёрно-белый костюм. Позже Алёна узнает, что великая Коко Шанель лаконичное сочетание выбрала стилем своей коллекции. Или диоровские нотки – они пришли Алёне из её фантазий, а позже она увидела их в коллекции известного кутюрье. Кстати, журналов, из которых можно было почерпнуть информацию, практически не было. Будучи взрослой, Алёна специально приезжала в краевую библиотеку, чтобы полистать модные страницы. Записи из периодики иногда делались на обратной стороне фотографий, лежащих в сумочке. Это позже к Алёне специально будут приезжать корреспонденты журналов «Сибирячка» и «Работница», чтобы узнать у дизайнера секреты и выкройки, а заодно и выведать секреты вдохновения.
А Алёна наоборот удивлялась, как её, дерзкую и смелую в своих идеях и воплощениях, не выселили из провинциального закрытого города. Слишком вызывающими, не похожими на размеренную жизнь людей были наряды модельера. Красные сапоги на шнурках, куртка с лампасами, цепи и кепка – настоящая хулиганка, бросающая вызов серости и будничности. Откуда такое бралось? Секрет прост. В дело шли родительские футболки, байка из магазина тканей, тушь из отдела канцелярии, резинки, зажимы. Прищипы, объёмы – и вуаля: эксклюзив! Обувь не устраивала? Брались магазинные тапки, отрывалась подошва, сооружалась своя. И вот они – цветные кеды! Не хватает для эффектной шнуровки люверсов? Есть лотерейные билеты! В них, советского образца, вытаскивались металлические «кругляшки», обшивались, стягивались ниткой. Готово! Под яркие наряды делалась и бижутерия: вручную вытачивались из пластика серьги, зубами загибались для них крючки. И казалось, так и должно быть.
Недуракаваляние
Когда материалов стало вдоволь, у Алёны родилась доченька Юлечка. И каких только нарядов она ей не шила! С полугодовалого возраста она уже демонстрировала моду – на стиль и неповторимость. Сама Алёна дефилировала так же смело. И по улицам родного города, и на красноярском карнавале, например. Её шляпы вызывали восторг, ведь на них были символы времени – часовня Параскевы Пятницы, самолёт культового тогда кинотеатра «Пикра», сибирский Биг-Бен. По аналогии зеленогорскую мастерицу сравнивали с известной тогда красноярской «шляпницей» Ларисой Баталовой.
Яркими стали на прошедшей в 2019-ом Универсиаде наряды, сшитые уже и мамой, и дочерью. Яркие платья завоевали признание и призы, а дочь Юля в платье и кокошнике под гжель стала и вовсе своеобразным символом сибирского события.
А у Алёны параллельно с шитьём появились и другие увлечения. Создание из валяной шерсти картин и скульптурных композиций. Портреты Фриды и Верки Сердючки. Кстати, первыми из фигур «свалялись» достаточно серьёзные. Владимир Путин – на него ушло три месяца, Александр Валуев. А вот Андрей Малахов капризничал, получился лишь с пятого раза. Есть среди образов и кутюрье. Удивительно, но Вячеслав Зайцев неожиданно получился из Филиппа Киркорова. А вот историк моды Александр Васильев настолько легко шёл, что Алёна сделала два экземпляра! Одного вручила самому Васильеву, у которого когда-то проходила курсы. А вот с женскими образами всё было сложнее. Легко удалась лишь Ксения Собчак.
Несмотря на другие увлечения, приглашения на показы поступают Алёне регулярно. Так, с одного мероприятия в столице края Алёну тут же пригласили на «Адмиралтейскую иглу». Времени ехать домой и что-то создавать не было. Надо было участвовать здесь и сейчас. Пригодился чемоданчик с собственными вещами. В результате второе место и масса эмоций! А буквально этой зимой в Эрмитаже оценили и «валяние» Алёны. Ёлочная игрушка «Кот «Ахилл» заняла первое место среди изготовленных мастерицами России.
Так, легко и с щедростью, Алёна дарит своё искусство окружающим. Учит малышей и взрослых вязать, шить, валять, рисовать. То, что создано ею, она с удовольствием отдаёт или, придумывая каждому персонажу свою историю, выставляет регулярно на выставках. Правда, выставки ей менее интересны, чем сам процесс создания. А вдохновение черпается отовсюду: из природы, воздуха, встреч с друзьями. Да буквально вот – с рядом сидящим малышом. Смотрит Алёна, а в голове уже рождается маленький принц на своей планете…