Более двадцати лет в десятке лучших музеев страны, 900 человек в день, 361 тыс. посетителей в год – такие показатели у Красноярского краеведческого. Посетителей столько, что директору музея Валентине Ярошевской приходится переживать, например, за филиал, музей-пароход «Святитель Николай», не столкнут ли его в воду. Пароход небольшой, а 60 тыс. в год принимает.
С 1980 года года музеем руководит Валентина Ярошевская. На её веку создание сотен выставок, экспозиций, несколько юбилеев музея. И этот, 135-й, она готовится провести вместе с музеем, подводя итоги работы и планируя новые горизонты.
Под знаком юбилеев
Елена Бухтоярова, krsk.aif.ru: Валентина Михайловна, этот год – средоточие юбилеев. Краеведческому музею 135, Литературному – 25, столетие Виктора Астафьева, летом ваш личный юбилей. Подготовка и реализация мероприятий, наверное, идут полным ходом?
Валентина Ярошевская: Мы сделали много. На Юдинке – выставку, посвящённую Хворостовскому. Две выставки по Астафьеву в нашем Литературном музее – «Расскажу о себе сам» и «Окопная правда Астафьева». Обновили филиалы. Музей-усадьба Юдина, музей-пароход «Святитель Николай», Литературный музей, Овсянка, музей истории и финансов Енисейской губернии и Красноярского края. Хозяйство очень большое. Но мы бы ещё развернулись – не хватает ХХ века. Пытаемся небольшими выставками отмечать отдельные события. Но полноценная экспозиция необходима.
– У вас на столе несколько книг Астафьева с яркими закладками. Это подготовка к открытию центра?
– Я же делаю экспозицию, поэтому мне нужны были цитаты. Этот этап уже реализован. Но это часть масштабного проекта. В этом году откроется национальный центр Виктора Петровича – часть нашего музея. Там будет и детский центр, где мы будем учить детей читать, рисовать, петь и играть Астафьева. Будет интеллект-центр для молодёжи, в котором можно будет серьёзно заниматься исследованием его творчества. Вся библиография, интервью, фильмы по его сценариям и документальные фильмы о нём – всё там будет.
– Как рождается центр, мы наблюдаем. Как появился мемориальный комплекс, знают не все.
– Он возник практически сразу после ухода Виктора Петровича. Это был губернаторский проект. Я привлекала губернатора к решению этих проблем. А проблем было много: выкупить землю, чтобы расположить там свои строения, реставрировать усадьбу, которую писатель завещал музею. С этого всё и началось. Мы тогда решили, что раз такое завещание, то и всё остальное на нас ляжет. И это честь и даже счастье. Позже мы купили домик бабушки Виктора Петровича, где он провёл своё детство. Там музей повести «Последний поклон». Оформили дом, где Астафьев жил до конца своих дней. Начали развивать общественные пространства, где каждый год проводятся праздники: 1 мая – день рождения рядового Астафьва, в августе – день рождения бабушки, или «Ода русскому огороду», и день памяти. Это то, что уже укрепилось в памяти красноярцев.
Гарри Поттер и Незнайка
– Сейчас везде, и в музеях тоже, применяются современные технологии. Искусственный интеллект, например, применяете?
– Пока не применяем. Но когда в 2001 году открылись после реконструкции, у нас была первая в российском музее мультимедийная экспозиция. Многие музеи даже не знали, что это такое, а мы сделали! Мультимедийную экспозицию и Тунгусский феномен. И эта выставка до сих пор востребована.
– Сегодня Интернет позволяет зайти практически в любой музей мира, послушать концерты из мировых залов, посмотреть экспозиции. Трудно ли удержать прежний интерес посетителя?
– С посетителями проблем нет. В начале года мы подвели итоги по позициям музея: везде на 20% увеличились плановые показатели. И новые задачи – наращивание объёмов – нам ставят исходя из этих цифр. Это мода в нашей стране. Поэтому я сказала, что прекращаем работать на увеличение потока, иначе развалим музей. Конечно, хотелось бы охватить всех. Но нам не хватает площадей. И мы развиваем новые формы. У нас действует много кружков и локаций. Занялись самыми маленькими. Для детей с двух до шести лет действует программа «Музеёнок» – приучаем малышей к музею. Позже – «Незнайка» и «Знайка». Развиваем семейные программы. В Литературном музее создали Детскую академию.
– У академии, думаю, особенная миссия. Разбудить интерес к литературе – задача не из лёгких.
– В Литературном музее проводим день рождения Гарри Поттера. Вы бы знали, что творится там! А такие выставки, как, например, «Дама сдавала в багаж»! Всё стихотворение иллюстрирует целая экспозиция с оборудованием. И дети выходят из музея, зная наизусть целое стихотворение. В прошлом году стала работать выставка по К. Чуковскому «Мойдодыр». То же самое. Мы используем и русскую классику, и современную, и иностранную. Сейчас занялись открытием летних площадок около территорий. Создали прекрасную летнюю детскую площадку возле парохода «Святитель Николай». В Литературном музее проходят и литературные вечера, и музыкальные. Юдинка –прекрасная открытая площадка. Развиваемся!
Три реки – три берега
– Как вы взаимодействуете с другими городами? Чему могут научиться ваши коллеги оттуда?
– В прошлом году, когда начали разрабатываться музейные маршруты, мы выступили с инициативой «Великий сибирский литературный треугольник». Это маршрут литературного треугольника – Енисей и Астафьев, Ангара и Распутин, Алтай и Шукшин. Уже сделали первые шаги. Исследуем все места, связанные с Виктором Петровичем, иркутяне и алтайцы изучают своё. Сотрудничество началось с позапрошлого года – наша выставка «Расскажу о себе сам» уже была в Сростках. А к нам приехала выставка, посвящённая Распутину. Для чего это делаем? Чтобы Сибирь была любопытна не только недрами, но и духовной силой, которая взращивает такие личности! «Царь-рыба» Виктора Астафьева издана на 200 языках. Разве слово писателя, которое звучит на всю планету, не является национальным достоянием? Поэтому и достоин Астафьев национального центра, чтобы и дальше родина рождала такие таланты.
– Перечень мероприятий музея большой – выставки, дни рождения, квесты и т. д. Но что, по-вашему, должно оставаться в классической форме, быть неприкосновенным?
– Музей – это в первую очередь информационный центр. Он должен делиться и святым, и не святым. Мы должны развивать и показывать всю информацию о крае.
– О статичности музея не может быть и речи?
– Какая статичность? Вы загляните сейчас в музей. Там собака бегает с ребятами, с военными. Сейчас идут посвящённые Дню защитника Отечества мероприятия – дети и с животным общаются, и препятствия преодолевают. И целую неделю у нас в музее всё так и будет.
– Были бы динозавры, и они у вас тут бегали бы с ребятишками.
– (Смеётся). Возможно. У нас, кстати, сейчас рядом с динозавром невероятная морская экспозиция. Там большие морские, выполненные таксидермистами, модели рыб, которые обитали в Енисее с самого начала. Даже киты когда-то заходили в Енисей.
– Что вам лично хотелось бы привнести в музей, чего не хватает, на ваш взгляд, сегодня?
– Мне хочется сделать музейный комплекс «Царь-край». Это моя мечта! Комплекс объединил бы всю историю – от начала до конца. И главная цель – это XX, XXI век. Сегодня мы дошли до начала XX века, и на этом закончилось. Но надо делать постоянную выставку – мультимедийную, современную, для молодёжи. Сейчас делаем всё современное в национальном центре. Это пока проба пера. Но тут очень большие затраты: настолько надо увлечь тех, кто интересуется. Будем работать!
Пароход, Наполеон и стегозавр
Есть в краеведческом музее и археологические, палеонтологические, художественные коллекции мирового значения, рукописи и другие экспонаты, в числе которых полный скелет мамонта, автографы Наполеона, письма и документы декабристов.
В 2014 году в музее появился скелет стегозавра, найденный недалеко от города Шарыпово. По мнению специалистов, возраст единственного в России стегозавра – более 165 млн лет.
Пароход «Святитель Николай» уникален. Созданный в 1886 году, он отметился двумя известными пассажирами – последним императором России Николаем II и вождём мирового пролетариата Лениным. Истории путешествий обоих можно узнать на специальной экспозиции.
Кроме многочисленных музейных коллекций и экспонатов, большой интерес представляет и само здание краеведческого музея, возведённое в египетском стиле. Строительство было запущено в 1914 году. Реализоваться проекту молодого архитектора Леонида Чернышёва помешала война. Но в 1929 году, пережив и войну, и пожар, здание было достроено и обрело свою музейную жизнь – с выставками и экспозициями.