Начало этой уникальной коллекции было положено ещё в 1983 году, когда красноярец Михаил Шестаков купил для семьи первый мотоцикл. Позже его поставили в гараж, и только через двенадцать лет отец вместе с сыном Александром решили восстановить технику. Так и возникло увлечение реставрацией. Сегодня Шестаковы – владельцы частного музея мотоциклов, где собраны раритеты. Кроме того, Александр известен как президент мотоклуба «Wild Sibirians», организатор масштабных байкерских шоу.
Трофеи времён второй мировой
Музей мотоциклов находится в Октябрьском районе. В галерее двадцать три экспоната, у каждого из которых увлекательная история. За техникой, отдельными деталями коллекционеры могут охотиться годами, поиск идёт по всему миру.
В музее представлены модели, произведённые в СССР, Западной и Восточной Германии, США, Италии, Великобритании. Больше половины экспонатов – немецкая трофейная техника. Все мотоциклы коллекции Шестаковых «пережили» Вторую мировую войну. Как рассказывает Александр, интерес к технике в семье начался ещё с деда.
– О нём я знаю только по рассказам отца, – говорит коллекционер. – У нас сохранилась фотография 1945 года, на которой дед снят по дороге из Берлина на трофейном мотоцикле. Точно такая же модель находится и в нашем музее.
Когда Шестаковы только-только увлеклись реставрацией, отец взял на себя техническую часть, сын – финансы. Их интересовала по-настоящему редкая техника, и многое пришлось искать в экспедициях по городам и деревням. Где-то в старых гаражах и огородах действительно находились раритеты. Но коллекционерам нужно было далеко не всё, из двух-трёх десятков вариантов в лучшем случае подходил один.
У Александра большой архив со снимками, на которых можно увидеть, как выглядела техника, до того как над ней потрудились реставраторы. Это сейчас модели в галерее безупречны, а к Шестаковым они попали в плохом состоянии: ржавый хлам, как считали прежние владельцы.
Но для коллекционеров они представляли особую ценность. Случалось, хозяева раритетов поначалу наотрез отказывались расставаться с дорогим сердцу металлоломом. Так, жительницу одной из деревень, владелицу «Zundapp» KS 600 уговаривали долго. На мотоцикле 1940 года выпуска с войны вернулся отец женщины. Много лет техника простояла в огороде, покрылась грязью и заржавела. Но продавать мотоцикл хозяйка не собиралась. Шестаковы убедили женщину, что он станет частью коллекции музея. На реставрацию ушло тринадцать лет, а детали искали по всему миру: в Испании, Америке и даже Таиланде.
«Харлей» или квартира?
– Первое время, когда ещё не набрались опыта, мы реставрировали, полагаясь на свои представления о том, как должна выглядеть техника, – рассказывает Александр. – Например, красили в те цвета, которые казались нам правильными. Потом нас за это сильно критиковали профессиональные реставраторы.
Оценка специалистов была строгой: Шестаковым советовали либо заниматься восстановлением серьёзно, либо оставить это дело. Тогда отец и сын стали глубже изучать литературу, кинохронику, художественные фильмы, чтобы добиться точности в мельчайших деталях.
Все коллекционеры – люди увлечённые и даже фанатичные. Шестаковы не исключение.
– Восстановление одной единицы техники может занимать десять-пятнадцать лет, – говорит Александр. – Иногда требуются годы, чтобы найти лишь одну деталь, которая была в первоначальной комплектации. Реставрация – увлечение, требующее постоянного изучения архивных материалов. Необходимо хорошо знать исторический контекст, особенности модели.
Восстанавливать и коллекционировать мотоциклы – дело дорогое. Многое Шестаковы покупают в разобранном виде, отдельными деталями, но и это требует огромных вложений. Александр приводит пример: в начале двухтысячных годов остатки немецкого мотоцикла, практически металлолом, стоили от 2 тыс. до 5 тыс. долларов.
– Когда я решил купить свой первый «Харлей», передо мной стоял выбор: либо собственная квартира, либо мотоцикл. Выбрал второе, потом несколько лет снимал жильё, – рассказывает Александр.
Сейчас в процессе реставрации у Шестаковых три единицы техники. Один из восстанавливаемых раритетов – М-72 1941 года выпуска. Собирают эту модель отец и сын уже несколько лет. Готова экипажная часть, осталось собрать двигатель.
Попасть в музей можно по предварительной записи, владельцы с удовольствием проведут экскурсию. Коллекция интересна не только красноярцам. В музее часто бывают гости из других городов и стран. География обширна, о Шестаковых знают туристы из разных уголков мира: США, многих стран Европы, из Индии, Японии, Австралии. Гости города часто включают музей в свой экскурсионный маршрут, когда находятся в Красноярске проездом.
Образцовые водители
Шестаковы – семья открытая и общительная. Александр уже много лет является лидером местного байкерского сообщества. Оно объединяет три десятка постоянных участников и принимает в свои ряды всех желающих. Мероприятия клуба «Wild Sibirians» – закрытие и открытие мотосезона – который год становятся яркими городскими событиями.
В мотопутешествиях большая компания друзей-байкеров объездила весь мир. По Европе, Арабским Эмиратам, Азии они передвигались на арендованных мотоциклах. А за один мотосезон в Красноярске Александр проезжает столько, сколько за весь год на автомобиле.
Ещё одно дело, которому он посвящает время и силы, – благотворительность. Не являясь религиозным человеком, называя себя, скорее, атеистом, он несколько лет назад с энтузиазмом взялся за восстановление старинной церкви Параскевы Пятницы в селе Барабаново.
Этот уникальный памятник деревянного зодчества, единственный за Уралом, даже в ветхом виде впечатлил байкера. Находился он в аварийном состоянии, но люди продолжали трепетно заботиться о церкви. В разное время это были местные жители, волонтёры, а шесть лет назад за восстановление взялись красноярские байкеры. Об уникальном историческом памятнике Александр узнал из Интернета. Приехал на место и поразился архитектуре. Позже выяснилось, что байкер хорошо знаком с отцом Алексеем Язевым, служившим настоятелем этого храма. Благодаря соцсетям и СМИ удалось привлечь внимание к проблеме сохранения церкви.
Компания друзей из мотоклуба кинула клич помочь, кто чем сможет. Получив необходимые официальные разрешения, волонтёры провели первые работы: укрепили стены и пол церкви, позже появился колокол, здесь начали проходить службы.
– Как и многие люди, верю в какие-то высшие силы, но обрядов не соблюдаю, церковных праздников и традиций особо не знаю, – говорит Александр. – Церковь в Барабаново интересна мне прежде всего как памятник архитектуры. У меня вообще тяга ко всему старому, тому, что имеет свою историю.
Александр Шестаков вместе со своим мотоклубом несколько лет назад взял шефство над детским домом в Емельяновском районе. Байкеры поддерживают и другие учреждения, где воспитываются дети, оставшиеся без родительской заботы. Зачем ему это? Каждому ребёнку помочь невозможно, говорит Александр. Но он считает важным для себя хоть как-то поучаствовать в жизни детей, у которых нет полноценной семьи.
Байкеры помогают педагогам с мероприятиями и праздниками. Все вместе они устраивают утренники, выпускные, организуют для детей экскурсии и развлечения. При необходимости на личные средства волонтёры покупают что-то из техники, инвентаря. Но особенно дети ценят общение, ребята тянутся к людям со стороны, и внешне суровые байкеры, которые на самом деле добры и внимательны, для малышей и подростков по-своему авторитеты.