Граммофонная пластинка на патефоне выводит старинную мелодию, в замке, изготовленном мастером 120 лет назад, медленно поворачивается ключ, старые зеркала отражают внутреннее убранство деревянного дома. В центре Енисейска 23 года работает частный музей-усадьба «Фотоизба», где каждый уголок дышит стариной. Уникальную коллекцию предметов быта купеческого города, настоящие артефакты, собрал и бережно хранит житель города Пётр Дроздов.
«Зачем тебе эта рухлядь?»
Енисейск – историческая жемчужина Красноярского края, единственный из четырёх городов Сибири, признанный Юнеско городом-памятником. Наряду с показом старинных домов и соборов туристов и гостей непременно ведут в частный музей-усадьбу «Фотоизба». Его владелец Пётр Яковлевич Дроздов вместе со своей женой Надеждой Петровной собрал в стенах старинного дома уникальные экспонаты, исторические фотографии, открытки, предметы быта давно ушедшей эпохи XVIII–XIX столетий.
Переступив порог «Фотоизбы», гости сразу окунаются в прошлое. Первый и главный экспонат – расположенная при входе русская печь. Её специально оставили из четырёх имевшихся в доме. Собственно, с неё и началась экспозиция, которой Пётр Яковлевич с женой отдал большую часть жизни. На внутреннем дворике тоже всё дышит стариной. Вот большой колокол, бричка, фонарный столб, рядом колодец, кадка для воды и коромысло. Есть даже мини-пруд с мостиком. Его хозяин построил из найденных когда-то при разборе старого дома шестиметровых потолочных балок.
«Перепилить на дрова рука не поднималась, потому аккуратно сложил их в доме мамы. Вот они и пригодились», – рассказывает создатель музея.
Фото: Из личного архива/ Пётр Дроздов
Около 60 лет назад вместе с мамой Ольгой Устиновной и братом маленький Петя приехал в Енисейск из Норильска. Жили они в балке-засыпушке. Шестилетний Петя, разбирая ящики на растопку, вытаскивал из них гвозди, выпрямлял и говорил: «Пригодятся, может, что-то прибивать или строить будем». Интерес мальчика к артефактам, видимо, закладывался уже тогда.
«В детстве я с интересом рассматривал и читал купленные мамой настенные отрывные календари. Они тоже хранятся в музее. Здесь же и кованые гвозди-костыли, которые нашёл уже в Енисейске, на некоторых из них впоследствии обнаружил клейма кузнецов», – говорит Дроздов.
В 1997 году он решил купить половину дома на ул. Ленина, 81, но необходимой суммы не было, поэтому занимал деньги у родных и друзей. Один из них потом сказал: «Зачем тебе эта рухлядь, своей мало?» Дом действительно 1887 года постройки, и тогда ему было 110 лет. Но Дроздов отремонтировал его вместе с друзьями и через год открыл фотосалон «Легенда». Спустя два года стал владельцем второй половины, после чего и решил создать в доме музей.
Спасли берегиню
Он окончил физико-математический факультет Енисейского пединститута, работал на созданной при вузе станции оптических наблюдений за искусственными спутниками Земли «Вега». Параллельно трудился по совместительству фотографом на комбинате бытового обслуживания. Перешёл туда окончательно после перевода института в Лесосибирск. В годы перестройки решил уйти на вольные хлеба, создал семейное предприятие. Ремеслом занимается уже более полувека, а вот музей называет делом всей своей жизни.
Фотографии храмов Енисейска, его старинных улиц занимают две стены помещения, в центре на одной из них копия уникального рисунка, сделанного художником Ворониным. Датирован он 1837 годом. На изображении все городские храмы и собор Енисейска со стороны реки. Другое фото сделано в 1937 году енисейским фотографом Филиппом Конных. На нём запечатлено, как сбрасывают колокол с Богоявленского собора.
По словам Петра Дроздова, ему всегда нравилось собирать старинные вещи, кроме того, он плотно сотрудничал с краеведческим музеем, был там фотографом, стекольщиком, даже проводил экскурсии.
«Сколько у меня экспонатов, не считал. Что-то покупал, многое приносили жители, отдавали просто так. Вот этот кованый гвоздь появился вместе с накладной пилястрой от столба калитки ворот дома на ул. Бабкина, 27. Над калиткой располагалась резная берегиня – это старинный славянский оберег, который отпугивал злых духов. Таких в Енисейске на тот момент больше не осталось. Однажды хозяйка дома предложила мне её забрать, потому что планировала поменять разрушающиеся ворота. Так мы спасли произведение деревянного зодчества».
Можно трогать руками
Ещё один уникальный экспонат – действующий фонарь, которому без малого 100 лет. Толщина его стёкол с трёх сторон – 1 см, четвёртая глухая, очевидно, ею он крепился на стену парохода или вагона. Отражатель бьёт на 3,5 м. Супруга называет мужа фанатом своего дела и с улыбкой вспоминает историю, связанную со старинным светильником.
«Однажды хозяйка старого сарая разрешила Петру поискать там что-нибудь интересное. Когда он обнаружил фонарь, настолько увлёкся, что оступился и упал в подпол, где была вода, набрал полные ботинки. Утром я нашла его спящим, в руке он держал вычищенный до блеска фонарь».
Все предметы, которые попадают в руки Дроздова, он реставрирует сам, долго колдуя над каждым. В категории любимых, наверное, треть экспонатов. В их числе весы, на многих есть клеймо мастера, год изготовления, нередко герб Российской империи.
«На одном уникальном экземпляре – весах, измеряющих вес 1:10, нет каких-либо опознавательных знаков. Как-то на улице подошла соседка из ближайшего дома и рассказала, что у мусорных контейнеров стоит какой-то предмет. Помчался туда, смотрю – весы, забрал их и, опасаясь, чтобы не отобрали, пошёл со двора. Это было чудо инженерной мысли и кропотливого труда. Маленькая квадратная площадка для гирек подвешена на четырёх бронзовых цепочках, соединённых с весовым коромыслом. Оно через систему рычагов и тяг – с большой площадкой для взвешиваемого груза. Некоторые элементы сделаны из бронзы. Бывший хозяин рассказал, что его родители работали в Северо-Енисейском районе на золотых приисках и пользовались этими весами».
Любой музейный экспонат можно потрогать, подержать в руках, рассмотреть и сфотографироваться с ним.
«Конечно, есть опасения, что их могут сломать, но это изюминка нашего музея. Были случаи, что вещи банально воровали. Такая участь постигла и навесной замок со сложным ключом с клеймом московской династии купцов-мануфактурщиков «Власовъ». Ключ благодаря графитовой смазке механизма, которую внесли при изготовлении лет 120 назад, легко поворачивается, открывая и закрывая замок. Висел он у входной двери и однажды исчез. Погоревали, конечно, а через несколько лет мне принесли несколько старинных железяк, среди которых оказался тот самый замок. В первые годы работы, случалось, били окна, проникали внутрь, хотя брать-то здесь, по большому счёту, нечего. Пришлось поставить сигнализацию», – делится Пётр Дроздов.
Колокольный звон
Вообще, практически всё, что задумает музейщик, сбывается. Однажды ему пришла идея завести лошадку, чтобы по праздникам катать ребятишек и туристов. Купил повозку, искал сбрую и колокольчики, но помешали непредвиденные расходы. Когда в амбаре своего приятеля нашёл колесо от телеги, решил сделать маленькую звонницу. К кованому ободу прикрепил старинные поддужные колокольчики. Они тоже не простые, а с надписями изготовителей, орнаментом. На одном из них надпись «сибирскiя». Это значит, что его могли изготовить в Енисейске, Красноярске, Тобольске или Тюмени. Именно там были заводы, где отливали колокола.
На вопрос, счастливый ли он человек, Пётр Дроздов отвечает утвердительно. «Потому что мои интересы совпадают с интересами многих людей. Через сохранение истории я соединяю прошлое, настоящее и будущее».