Современные родители продолжают традиции чтения детям. Но все ли сказки можно читать малышам?
И как выбрать правильные книги? Чему учат русские народные сказки? Зачем читать детям сказки, напоминающие триллеры? Свои советы Читателям «АиФ-Красноярск» даёт библиотекарь красноярской детской библиотеки имени Льва Кассиля Валентина Редько.
Прививка от неприятностей
Читаю двухлетнему ребёнку русские народные сказки и понимаю, что некоторые сюжеты в них совсем не детские. Колобка съедает лиса, а «Гуси-лебеди» и вовсе почти триллер. Не опасно ли читать детям такие сказки?
М. Воронова, Ачинск
– Сказка – ложь, да в ней намёк… Такие истории читать малышам необходимо. Это подготовит их к жизни. Современные родители во всём стараются оградить подрастающее поколение, но мы не сможем уберечь их от самой жизни, которая диктует свои правила. Русские народные сказки всегда чему-то учат, и каждый такой урок необходимо с ребёнком обсуждать и подводить его к выводу. Например, нельзя убегать от родителей, это может привести к неприятным последствиям. Дети совсем по-другому воспринимают жестокие или страшные сцены в сказках, ведь у них совсем нет жизненного опыта. Сказка становится своеобразной прививкой от неприятностей.
Что показать малышу?
Читаем ребёнку книги и удивляемся тому, что сейчас издают. Марио Рамос, «Малыш Фьють» – кровожадная история, и даже иллюстрации с кровью. На книге маркировка 0+, мы заказали её в интернет-магазине. Неужели такое можно показывать малышу?
Катерина П., Красноярск
– Есть издания, которые вызывают у родителей неоднозначные чувства. Если вы заказываете книги в интернет-магазинах, можно получить кота в мешке. Прежде чем дать такую книгу ребёнку, необходимо не только ознакомиться с аннотацией и отзывами, но и самому её прочитать. И если в книге всё заканчивается хорошо, она не принесёт вреда, однако все тяжёлые смыслы нужно правильно трактовать, объяснять. Всегда советую молодым родителям вспомнить, какие сказки читали им и какими они выросли.
Когда пора брать книгу?
Ребёнку полгода. Хочу, чтобы он полюбил читать. С чего нам начать?
Алина К., Зеленогорск
– Сейчас для самых юных читателей есть большое разнообразие книг. Печатаются специальные маленькие книжки с твёрдыми страницами. В них много иллюстраций и мало текста. Есть вообще издания без текста. Они «читаются» взрослыми: мама, папа или старшие рассказывают сюжет, придумывая его самостоятельно. Либо малыш просто разглядывает небольшие детали. В ряде книг под названием «Виммельбухи» присутствуют только картинки, а истории можно сочинять. Они хорошо развивают внимание, если искать какие-нибудь мелкие детали. Чуть позже попробуйте дать юному читателю книжки с окошками, он точно будет увлечён чтением.
Если не понимает
Сын умеет читать, но такое ощущение, что совсем не понимает смысла истории, не улавливает суть. Как быть?
Евгений С., Канск
– Такую проблему отмечают и учителя. Ребёнок может даже текст наизусть рассказать, а вот пересказать своими словами и выделить основную мысль не может. Поможет совместное обсуждение прочитанного. Можно задавать ребёнку вопросы: «Как ты считаешь, почему этот герой поступил так?», «Что тебе больше всего понравилось в этой истории?» Постепенно ребёнок придёт к тому, что научится видеть главное и сможет без проблем пересказать историю. Здесь внимательными должны быть и родители: зачастую взрослые считают, что ребёнок должен сам всё понять. Но это задача взрослых – объяснить и поговорить.
Нужны ли книги со злодеями?
Супруга читает ребёнку книги, тщательно отбирая истории, игнорирует даже современного, любимого всеми детьми «Груффало», мотивируя тем, что он страшный. Все эти книги сильно отличаются от того, что мы читали в детстве, даже «Муми-тролли» остались без внимания ребёнка, потому что там умирает белочка. Может, это действительно правильный подход?
Михаил К., Железногорск
Книги на сон
Каждый вечер перед сном читаем ребёнку книгу. Что читать на ночь, чтобы ребёнок не возбудился, а быстрее уснул?
Андрей Л., Красноярск
– Хорошими помощниками родителям станут книжки-засыпайки. Их смысл в истории без закрученного сюжета, читать их нужно монотонно, медленно. В этих книжках почти нет иллюстраций, чтобы не отвлекать малыша от засыпания. Подходят сонные сказки далеко не всем. Есть очень любопытные дети, для них придумали книгу-игру, когда родитель и ребёнок во время чтения немного общаются. Эти издания готовят ко сну, позволяют малышу переключиться с активной деятельности на спокойную. Зная ребёнка, можно подобрать ему книгу для засыпания, но хитом остаются всё те же «Винни Пух», «Карлсон» и другие хорошо знакомые нам истории.
Нужна ли дошкольнику энциклопедия?
Недавно заметила, что ребёнок читает только энциклопедии. Так ли нужна дошкольнику художественная литература?
Елена Р., Ачинск
– Упускать такой важный момент, как чтение художественной литературы, не стоит. Попробуйте обратить внимание ребёнка на энциклопедии в историях, например, автора Елены Ульевой. Возможно, так получится приобщить его к чтению сюжетных книг. Потом попробуйте почитать адаптированные под младший возраст классические произведения, их сейчас часто печатают для детей. Если у ребёнка возникают сложности с удержанием внимания на истории, то и здесь рано отчаиваться – можно дать ребёнку графический роман. Это история, написанная в жанре комиксов, там, может быть, сюжет попроще, но он передаёт основную суть произведения и заставляет переживать за героев не меньше, чем оригинал. Нужно быть и лириком, и физиком, развиваться разносторонне.