К покаянию призывал всех писатель Анатолий Чмыхало

Фото: Ольга Лобзина

   
   

Красноярск, 21 марта – «АиФ на Енисее». В минувшую пятницу пришло печальное известие - ушёл из жизни известный красноярский писатель, фронтовик Анатолий Чмыхало.

Последние годы он болел, не выходил из дома, не общался с журналистами. Большое интервью «АиФ на Енисее» Анатолий Иванович дал четыре года назад, когда в свет вышла книга «В царстве свободы». Её он назвал своеобразным покаянием и призывал сделать это всех остальных.

- Без покаяния нельзя жить. Это коммунисты, принёсшие столько горя и страданий народу, до сих пор не хотят каяться. Я двадцать лет собирал в столичных государственных архивах материалы для этой книги, потом десять лет писал её, боялся, что не успею. Книга не только о том, что довелось мне пережить, но и об ответственности людей за то время, в котором они жили. Пусть я не казнил, не убивал, но всю жизнь ходил где-то по краю добра и зла. Рад, что не переступил эту черту. Сегодня я старец немощный, но я недаром прожил на этой земле.

Пожирающий бизнес

Многое из того, что было сказано тогда, остро звучит и сегодня. Анатолий Иванович с болью говорил о перекосах в политике (как внутренней, так и внешней), наплевательском отношении правителей к судьбе России и собственному народу, наглости олигархов, смещении идеалов и обнищании культуры. Он не боялся говорить и писать правдиво ни в советское время, когда за правду можно было в тюрьму угодить, ни сегодня, когда правят миром деньги.

- Бизнес ненасытен, он пожирает всё. Олигархи соревнуются, у кого больше денег, яхт, дворцов, самолётов. Они хозяева сегодняшней жизни. Они живут за счёт экономического баланса существующего общества. И им наплевать на его нравственное состояние. И даже если олигарх отстёгивает какие-то копейки от своих миллиардов на благотворительность, делает это, чтобы заработать себе положительный имидж и лишние доходы. Сегодня существует опасность, что многие из этих ловкачей прошли в Думу. И каждый их голос в парламенте будет против интересов народа. А народ как был нищим, так и остался.Поэтому правильно поступают в тех странах, где бизнес отделён от власти.

О политике, Сталине, народе

Именно в 90-е годы, когда в стране творился хаос, Анатолий Иванович решил написать книгу о перекосах в политике.

   
   

- После расстрела Белого дома в Москве началось непомерное возвеличивание Ельцина. Я боялся, что придёт новый Сталин. И пришёл бы, если бы хватило здоровья. Нечто подобное происходит сейчас. Мы всё делаем так, словно у нас один президент умный, а нация...

В том, что народ сегодня ностальгирует по сталинской руке, Чмыхало парадокса не видел. Когда человек много лет верил одним идолам, ему сложно перейти на другие. Нужно два-три поколения, чтобы общество излечилось. Про «Ночь без сна», начавшуюся в 1917 году, он написал в одноимённой книге. Считал, что все наши беды оттуда. Говорил, что Россия сейчас в национальном капкане, а это мина замедленного действия, поставленная большевиками при разгроме российской государственности.

- Россия сама себя распяла, вынянчив свору заговорщиков и предателей. Сегодня мы не знаем, как избавиться от терроризма. А ведь явление это в России пошло от удушенного Павла I. В советское время необразованная сволочь в Политбюро вершила судьбы людей.

Смещение идеалов

«Каждый шаг в сторону Запада - это шаг к потере суверенитета», - говорил Анатолий Иванович. И не понимал стремления российских политиков постоянно преклоняться перед ними.

- Стремясь быть похожей на Запад, Россия потеряла своё лицо, почти к нулю сведены её национальные ценности. Правда, о них много говорят, но разговоры к делу не пришьёшь. Как бы ни старались наши пылкие западники, Россия никогда не станет эффективным членом европейского сообщества. А если станет, то уже не будет той Россией, которую мы знаем и любим. Получится что-то среднее - вроде помеси козла с черепахой. Рога - чтобы отбиваться от врагов, а скорость движения - черепашья.

Сегодня мы не только потеряли национальную цельность государства, но и произошло смещение идеалов. И это страшно. Когда по телевизору голые девки поют полуматершинные песни, страшно подумать, что происходит это в стране Чайковского, Глинки, Мусоргского! Сейчас даже Голливуд перестал выпускать сериалы, а наши дорвались - штампуют. Это лжекультура, так называемая свобода висельника. Что-то подобное будет с Россией, если мы дальше пойдём этим путём. Через это окошко к нам снова может заглянуть война. На Западе добрых дядей нет. Там ощерившиеся волки, которые ходят в пристойных костюмах и прячут свои улыбки в голливудских формах, спят и видят, как поделить богатства России...

Люди стали другими, их не волнует судьба нации. Кто мы, откуда и куда идём? Этот вопрос должен задать себе каждый. Если ты пал низко, Господь с тобой - тебя уже не поднять. Если ещё есть силы подняться, тогда поднимайся и иди. И сегодня отдельные чиновники, дорвавшись до власти, готовы растащить, раздеть Россию, а потом ещё и на панель пустить.

Не могу сказать, что я верю в то, что там, наверху, кто-то сидит на облаке и, спустив ножки, думает, кому насолить, а кому подсластить жизнь. Однако я живу с мыслью о каких-то высших силах. Не могло бы человечество развиваться без этого. И церковь играет роль объединяющую. Нам нужно вернуться туда, в каноническую Россию, чтобы сделать свой прыжок вперёд. Не возвращаться назад, не царей себе приглашать, а вернуть национальную идею.

«Мамонты» уходят

- Кто сказал, что писателям легко? - Анатолий Иванович ответил вопросом на вопрос - почему писатели (они ведь тоже летописцы событий) не всегда честны перед историей и людьми. И рассказал, как в советское время его хотели арестовать за критические материалы про первого секретаря Хакасского обкома партии («а он был мерзавцем, и я доказал это»). А когда писал о Колчаке в романе «Половодье» как о настоящем рыцаре, два года не печатали, заставляли пересмотреть взгляды. В 1969 году сожгли весь тираж его книги о Великой Отечественной войне «Три весны».

- Уже 25 тысяч отпечатали, но цензоры из крайкома партии усмотрели, что неверно показана роль коммунистов. Меня могли посадить. Спас от удара Константин Симонов. Он мне сказал: «Толя, не возникай, не давай им прецедента, на многих отзовётся».

А ещё Анатолий Иванович называл себя «мамонтом» из другого века, которые уже уходят с земли. И радовался, что дожил до своей последней книги «Царстве свободы» (но после этого он еще выпустил два сборника стихов «Самородки»).

- Боялся, что не напишу её, так как последние несколько лет меня преследовали болезни и трагедии. Когда умерла жена Валентина, которая в моей жизни значила очень много, у меня сердце остановилось. Слава богу, спасли. Но с тех пор я стал бояться одиночества. Сейчас у меня ноги болят. Сказалась сидячая работа. Вот теперь общаюсь с кошкой Дарьей. Если бы меня сейчас спросили, чем я больше озабочен - судьбой России или кошки Дарьи, - ответил бы: «Конечно, Дарьи». Мы с ней затворники. Я люблю её до бесконечности. А о судьбе России пусть думают другие.

Справка:

Анатолий ЧМЫХАЛО родился на Алтае в 1925 году в крестьянской семье. В 17 лет ушёл на фронт, приписав себе полгода. Вернулся инвалидом после тяжёлого ранения. Играл в театре, где спектакли ставил известный в будущем режиссёр и создатель легендарного БДТ Георгий Товстоногов. Он приглашал молодого артиста Чмыхало в столицу, но тот отказался и уехал в Красноярский край. Именно здесь он состоялся как писатель. Анатолий Иванович - автор известных произведений, таких как «Половодье», «Отложенный выстрел» (о борьбе сибирских крестьян в 1918-1919 гг.), «Три весны» (о фронтовиках), «Дикая кровь» (о событиях XVII века на берегах Енисея) и другие. 

Смотрите также: