Счастье на холсте, в музыке и любви. Потомок первых вольных казаков Сибири

Выставки нужны художнику как стимул к творчеству. © / Валерий Емельянов / Из личного архива

Тихая улочка в селе Краснотуранск Красноярского края. Дом утопающий в зелени, его знают все местные жители. Здесь вот уже 45 лет живёт и работает профессиональный художник, поэт, автор и исполнитель песен, педагог и ремесленник, почётный гражданина села Валерий Емельянов.

   
   

Гитара из лопаты

Загадочная живопись на стенах в доме: чудное растение, напоминающее лицо женщины. В памяти всплывает история о необычном гималайском цветке, который раз в 20 лет превращается в силуэт девушки. Хозяин дома проводит в свою мастерскую, заставленную картинами. Большей частью это родные пейзажи.

Глюкофон из старого газового баллона, воспроизводящий чарующие, словно космические звуки. Фото: Из личного архива/ Валерий Емельянов

Но первое, что Валерий Михайлович демонстрирует гостям, – электрогитара с удивительно пронзительным звучанием, сделанная из обычной лопаты, завораживающий глюкофон из старого газового баллона, воспроизводящий чарующие, словно космические звуки. В глазах убелённого сединой мужчины вдруг мелькает истинно мальчишеский задор, когда он берёт в руки калимбу, похожую на старую музыкальную шкатулку.                   «Этот инструмент недавно сделал. Слышите, как звучит, все ноты выдаёт верно. Музыкальной грамоте не обучен, сам на слух подбираю ноты, музыку, и песни пишу для себя, для друзей, для души. Мама моя, Антонина Георгиевна, тоже на музыкальных инструментах играла, рисовала, богом одарённая была. А образования у неё не было, работала на заводе. Тяжёлые времена были. Отца не стало, когда мне, младшему в семье, едва пять лет исполнилось. Мама одна нас, троих ребят, поднимала. Её тоже больше 30 лет нет с нами». 

От вольных казаков…

Родословная Емельянова по материнской линии берёт своё начало от тех первых вольных казаков, которые пришли в Сибирь с дружиной Ермака. Родовое кладбище в Енисейском районе, в Шиле, занимает территорию более 40 квадратных метров.

Тяга к глубокому изучению истории, а может, и зов крови толкает Валерия Михайловича к написанию больших исторических полотен: «Привоз невест в Красноярск», «Присоединение Хакасии к России», «Красноярская шатость (1695–1698 гг.) Изгнание воеводы». Первая картина в 70-х годах оказалась под запретом цензуры и была снята с персональной выставки в Норильске. А полотно, где запечатлён исторический момент убийства воеводы в Красноярском остроге в 1695 году, пополнил фонд Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова.

И всё же не в обиде Емельянов на перегибы советской цензуры. Считает, что в то время ему как художнику жилось свободнее, нужность свою чувствовал. Тогда лозунги, наглядная агитация были поставлены на профессио­нальный уровень, всегда был большой объём работы для художественных мастерских. В современном мире всё можно сделать с помощью компьютера, необходимость содержания художественных мастерских отпала.

А это та самая электрогитара - сделана из обычной лопаты. Фото: Из личного архива/ Валерий Емельянов

Но технике не под силу увидеть мир глазами художника, написать его душой. Увидит Валерий Михайлович на прогулке в осеннем лесу удивительный багряный куст, сказочной красоты поляну в окружении берёзок, и уже завтра на холсте начинает оживать родная природа. Найдёт прибитую волнами к берегу странную корягу, и его дом украсит новое произведение искусства – посох с головой дракона.

   
   

А вот выставки нужны художнику как стимул к творчеству, считает мастер. «Чтобы не потерять лицо, но с выставками сложно. Необходимы финансы, чтобы перевозить картины, платить за их сохранность. Работ много; только за последние 20 лет, по приблизительным подсчётам, написано более 2 тыс. полотен. И только малую часть я продал. Много картин подарил друзьям, знакомым, просто хорошим людям, передал в дар музеям и выставкам».

«Задумал – не отступлю»

«В художественной школе был у нас один очень мудрый преподаватель. Он говорил: «Если можете не писать, не брать в руки кисти, не делайте этого. Пишите тогда, когда жить без ремесла не можете».

И когда в 48 лет Емельянов пережил тяжёлый инфаркт и долгую реабилитацию, понял, что «жизнь может оборваться в один миг, а я ничего не успел». Говорит, что жил, как будто на черновую, копил мастерство, впечатления, идеи. «И стал писать взахлёб. Сначала графика в чёрно-белых тонах, серия работ под условным названием «Хранитель разума» – мой взгляд на Вселенную, на веру. Потом стал пробовать себя в маринистике, писал наше Красноярское море. Как художник я всеяден, работаю в разных направлениях: как пейзажист, портретист, в стиле романтизма и реализма, люблю акварель и масло. Портретную технику начал постигать ещё в 5-м классе, с учебников срисовывал Пушкина, Лермонтова, Герцена».

– Какая главная черта вашего характера?

– Лень как двигатель прогресса. Работая на заводе, старался механизировать ручные процессы, но старшие товарищи дали понять, что у всякого прогресса есть оборотная сторона медали: люди могут остаться без работы как ненужные элементы производственной цепи. Тогда принял решение: отныне все изобретения только для своего дома. По чертежам делал токарные и столярные станки, аппарат для точечной сварки. Чтобы не сметать веником стружку в столярной мастерской, старый пылесос превратил в ветродувку. Стараюсь всю устаревшую технику приспособить, модернизировать под хозяйственные нужды.

Однажды Валерий Михайлович решил не только писать красоты Красноярского водохранилища, но и покорить его на своей яхте. Всё рассчитал на 120 страницах, построил яхту из подручных материалов, зарегистрировал и получил разрешение ходить под флагом России. Внучка стала капитаном семейной субмарины.

«Упрямый я человек: если что задумал – не отступлю, пока не воплощу все идеи в жизнь. Не всё, к сожалению, удаётся. Переехав в Краснотуранск в 1976 году, открыл художественную школу, но в силу обстоятельств просуществовала она только год. Не было помещения, второму преподавателю не выделили жильё. Детей талантливых много, а кто их увидит, пока они не разрисуются… Жалко», – сожалеет художник.

О счастье, музе и гармонии

– Должен ли художник быть всегда «голодным и бедным», чтобы создавать шедевры? Страдание как форма медитации – обязательное условие для творчества? 

– Каждый художник – отдельная личность. Есть люди, способные совмещать творчество и бизнес. Я никогда не зарабатывал больших денег на своих работах, да и цели такой не было. Сколько помню себя, всегда рисовал. Муза тоже у каждого своя. Моя вот уже 50 лет со мной – жена Любовь Игнатьевна. У неё свой талант – создавать гармонию домашнего очага. Помогает и поддерживает меня во всех начинаниях. Вместе вырастили двух сыновей, нашу гордость. Они не стали художниками, хотя способности есть. Оба технари, но настоящие творцы в своём деле. Внук Александр, тоже обладатель художественного дара, в пять лет самостоятельно освоил перспективу, в шесть стал обладателем диплома лауреата краевой художественной выставки. Сейчас занимается компьютерной графикой. Карьера для меня не главное, главное – семья. Дом наш не пустует, дети часто приезжают, внуки на каникулы, друзья, друзья друзей – до двадцати человек бывает. Даже в тяжёлое перестроечное время, когда случалось, что и без работы сидел, и картины не покупали, потому что просто денег у людей не было, гости ехали к нам отовсюду. Главное ведь теплота душевная, а остальное приложится.

– Что такое счастье для вас? Вы счастливый человек?

– Счастливый, но невезучий. Мой знакомый, например, на третью часть пенсии покупает лотерейные билеты и всегда выигрывает. Мне никогда с неба ничего не падало, трудом всё доставалось. После школы сразу на завод по производству телевизоров пошёл работать. После армии совмещал работу с обучением в Красноярской художественной школе. Желание полностью посвятить себя творчеству привело в Иркутское училище искусств. После службы в армии продолжил обучение уже в Красноярском училище имени Сурикова. По распределению попал в Норильск, затем переехал в п. Талнах, где открыл художественную школу, существующую и поныне. Много всего в жизни было – и побед, и поражений. Только, думаю, если плохого не увидишь, так не поймёшь, где хорошее. Счастье для меня – аморфное, сиюсекундное понятие. Может, абсолютно был счастлив пару раз в жизни по 15 минут, когда хорошие персональные выставки проходили. Настоящее признание – это когда то, что пишешь по велению своей души, ещё кому-то близко.

Горжусь тем, что не только воплощаю свои мечты, но и помогаю своим ученикам. Ребята, желающие поступить на архитектурные и художественные факультеты, обращаются за помощью. Даю уроки. Дети талантливые, способные. Есть просто уникальные труженики. Лена Трудовишникова, например. Занималась у меня меньше одного учебного года и за этот короткий срок освоила многие профессиональные навыки. Поступила и с отличием завершила обучение в архитектурной академии, стажировалась в Италии. Сейчас у неё своя дизайнерская студия.

Семь лет работал педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества по классу судомоделирования, черчения, основ дизайна и архитектуры. Люблю музыку, уже много лет постоянный участник творческого клуба «Шестая струна». Если оглянуться назад – многое пройдено, многое сделано, есть планы и идеи на будущее, а мне уже 72 года. Пожалуй, я счастливый человек. Жизнь прекрасна и удивительна...