«Соло для всех». Андрей Пашнин – о театре, новом сезоне и правде жизни

«Идея спектакля «Паранойя» появилась, когда сидел на вынужденном карантине». © / Юлия Сорокина / "Отдельный театр" Андрея ПАШНИНА

«Чтобы лет через пятнадцать молодой человек был относительно культурным, нам сегодня надо, чтобы ясли, детский сад, школа были в этом заинтересованы. Это звенья одной цепи. Деньги на культуру – это не завтра результат. По остаточному принципу здесь никак», – считает заслуженный артист России, режиссёр-постановщик Андрей Пашнин.

   
   

«Культура не колбаса: поел и сыт»

Елена Бухтоярова: Андрей, хотела поговорить с вами о новом сезоне, а тут выступление Марии Шукшиной. После получения ордена «За заслуги перед Отечеством» из рук премьер-министра Михаила Мишустина актриса произнесла не характерную для таких мероприятий речь: «Чтобы с гордостью носить эту медаль на груди… нужно об Отечестве и говорить. Говорить правду…». Одно начало чего стоит.

Фото: Из личного архива/ Андрей Пашнин

Андрей Пашнин: Всё в той речи сказано очень точно. Сам факт того, что она произнесла её на таком серьёзном мероприятии, уже вызывает уважение. Сказала то, что думает. Не нападая, а говоря просто: что же вы делаете? Зачем нас ссорите, экспериментируете над нами? Сказать, что это было неожиданно в её исполнении, я не могу. Такие люди, как она, всегда открыто выражают свою гражданскую позицию. За это мы их и любим, уважаем.

– Мне кажется, в ней достаточно сильно проявляется отцовское – простое, честное и открытое. Круглые столы с Марией Шукшиной стали для многих глотком свежего воздуха, где можно говорить честно.

– А говорить надо. О культуре, образовании. Это не колбаса, которую сделал, поел – и сыт сразу. Культура формируется по крупицам. Мы теряем поколение. Чтобы лет через пятнадцать молодой человек был относительно культурным, нам сегодня надо, чтобы ясли, детский сад, школа были в этом заинтересованы. Это звенья одной цепи. Деньги на культуру – это не завтра результат. По остаточному принципу здесь никак. Потом будем плоды пожинать. И это «потом» уже пришло. Взять образование! Очевидно, что идём не по тому пути, но продолжаем идти. На мой взгляд, сознательно. Импортные буквари, переписывание истории и так далее. Идёт массовое оглупление общества. И законы, принимаемые «там», направлены на это!

Откровения дурачка-параноика

– Среди множества ярких фраз Василия Шукшина есть такая: «В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени – эпохи, чем в каком-нибудь министре». Ваш спектакль «Паранойя» стал в какой-то мере откровением дурачка – параноика, запертого в стенах собственного дома. Как появилось произведение?

– Так и появилось. Сидел, как дурачок, на вынужденном карантине и писал. То, о чём думаю, что тревожит и бесит. О том, что, я считаю, мы утратили безвозвратно и что ещё имеем возможность спасти, если не будем делать вид, что не замечаем очевидного.

   
   

«Я параноик, мне можно. Я считаю, мы сами неучастием своим и своими руками участвуем в единой глобальной беде и скоро окажемся в полной…» Я просто говорю людям: давайте думать, прежде чем что-то принимать на веру. Абсурдность многих вещей лежит на поверхности. Что же мы такие недумающие люди?! Я спрашиваю: это только мне так кажется? Может, это моя паранойя, мои страхи? Буду тогда с этим бороться. Нет, говорят люди в ответ, и нам так кажется.

«Паранойя» моя очень созвучна с позицией Марии Шукшиной и её круглыми столами. Мы думаем одинаково, и тревожит нас одно и то же. Думающих так большинство. Но какой-то процент думает, что лучше приспособиться. Потому что есть своё тёплое местечко, и его надо беречь. Но это тупиковый путь, потому что не спрячешься, и завтра коснётся каждого, если сегодня ты молчишь.

Сейчас вообще тональность в обществе, скажем так, особенная. Во всём. Сегодня вижу пропущенный звонок из банка. Набираю. Автоответчик немного свысока говорит, что этот номер не настроен на обратную связь. И дальше поучительная речь примерно следующего содержания: «Мы пытались вам дозвониться по поводу задолженности. Впредь советуем отвечать на звонки. С уважением, такие-то. Всего доброго». Несмотря на дежурные добрые слова, в этом всё равно есть некая угроза холодного разума – полукомпьютера и получеловека, автора этих слов. Думайте, мол, а то попадёте под жернова: пени, штрафы. И вообще, если мы вам позвонили, советуем брать трубку, а то будет хуже. Неприятные ощущения у меня остались после услышанного. Напряжение в воздухе какое-то. К сожалению.

И где Чехов?

– Андрей Иванович, мы отмечаем, с одной стороны, истощение общей культуры, с другой стороны, если говорить о том же театре, никогда, наверное, не было столько его вариаций. Моноспектакли, иммерсивные постановки, масса независимых театров. Да и в классических театрах поиски форм, режиссёрские эксперименты. Но привлечение зрителя разными способами приводят иногда к тому, что от той же классики ничего не остаётся. В афише значится Чехов, а в спектакле от Чехова разве что имена героев. 

– Мне трудно судить, но уверен, что погоня за кассой, за эпатажем, за зрителем любым путём, любой ценой облегчает и примитивизирует театр. Хочется штаны всё ниже и ниже снять, чтобы привлечь к себе народ любого уровня. Конечно, это плохо.

Общество, хотим мы того или нет, выражает ту или иную потребность. Востребовано – значит, появится, выползет через любую щель и будет съедено. И критики обязательно найдутся. Те, кто крикнет: «Браво! Смело!» Лишь общее здоровье, я уверен, того же самого общества, его культурный уровень и, как следствие, выработанный вкус сами обеспечат естественный отбор. Пошлое, низкое и гадкое отомрёт само, отсохнет по ненужности. Коллективный иммунитет, если хотите, – это не только к вирусу применимое понятие, вот и упираемся мы опять в то же воспитание: игра вдолгую, длительный это процесс. Запрещать нельзя, а вот выбор за нами.

– Но вот с удовольствием вы высказались в соцсетях о спектакле «Горбачёв», недавно прошедшем в Красноярске в рамках фестиваля «Театральный синдром». Чувствовалось, что вам послевкусие по душе.

– Пара Михаила Горбачёва и Раисы Максимовны достаточно любопытна. Их судьбы переплетены с историей нашей страны. Можно по-разному относиться к фигуре Горбачёва, но финальные слова в спектакле: «Я ухожу, потому что развал Советского Союза – это не то, что я хотел», – открывают глаза на него. События, всем известные, его тоже перемололи. Это стало его трагедией. Он же сам видит, что произошло с Россией. И с этой болью, наверное, так и живёт. Фигура Горбачёва неоднозначная. Много хорошего принёс он со своим правлением, но большая беда при нём случилась и отождествляется с его именем. Мне очень понравилось исполнение. На сцене были два настоящих мастера – Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Не педалируя, не поддавая, без желания понравиться сиюминутно, всё со вкусом и в меру. Восхищаюсь такой игрой.

– Совсем скоро в Москве на фестивале «SOLO» вы будете представлять свою «Паранойю». Спектаклей будет двадцать, но вот тех, где и режиссёр, и исполнитель, он же автор, всего два – ваш и спектакль Евгения Гришковца. Желаем удачного выступления! И всё же про новый сезон. Что ещё?

– «Отдельный театр» начал работу над новым спектаклем. Сложно выбрать пьесу, мы в поиске сейчас. Читаем, пытаемся заразиться, добавить. Идёт рутинная подготовительная работа. Но премьера обязательно случится. К тому же вскоре уезжаю в Чечню на фестиваль национальных театров, буду там в качестве члена худсовета. А затем уже и с «Паранойей» в столицу. Удачи нам всем!

Досье
Андрей ПАШНИН. Родился в 1966 году в городе Ткварчели Абхазской АССР. Окончил театральный факультет Красноярского государственного института искусств (ныне академия музыки и театра), Московскую театральную академию (диплом режиссёра). Служил актёром в Красноярском драмтеатре им. А. С. Пушкина (1990–2007). В 2000 году создал и возглавил «Отдельный театр Пашнина». Заслуженный артист России. Режиссёр-постановщик. Председатель Красноярского краевого отделения Союза театральных деятелей России.