Примерное время чтения: 7 минут
686

По законам космоса. Дирижёр о трендах в искусстве, генах и творческих людях

«АиФ на Енисее» №20 (2113) 19/05/2021
«Способность музыки давать некую модель мира в его глубинном выражении и есть основа музыкальной гармонии».
«Способность музыки давать некую модель мира в его глубинном выражении и есть основа музыкальной гармонии». / Михаил Бенюмов / Из личного архива

Художественный руководитель и главный дирижёр Красноярского камерного оркестра, автор знаковых культурных проектов. У него множество престижных наград. В этом году к ним прибавилась ещё одна – Государственная премия Красноярского края имени Ивана Шпиллера за фестиваль «Азия – Сибирь – Европа». О трендах в искусстве, о наследственности и мировос­приятии творческих людей – в беседе с Михаилом Бенюмовым.

Модель мира в музыке

Елена Есаулова: Михаил Иосифович, есть особенные люди, которые воспринимают мир через призму музыки. Они слышат её везде – в дыхании ветра, в шуме мегаполиса... Вам слышатся мелодии в обычных буднях?

Дерижер Михаил Бенюмов.
Дирижёр Михаил Бенюмов. Фото: АиФ/ Олег Кузьмин

Михаил Бенюмов: Я называю такое состояние поэтическим. Оно случалось в детстве, в юности – сейчас гораздо реже. Эти минуты я очень ценю. Можно говорить и об обратном процессе. Когда в музыке отражается шум волн, звуки природы, ритмы города. Есть произведения, которые изображают движение паровоза, облаков, моря. У Вивальди мы слышим пение птиц, дуновение ветра. Но сила музыки не в изобразительности. А в том, что она построена по тем же законам, что и космос. Способность музыки давать некую модель мира в его глубинном выражении и есть основа музыкальной гармонии. Это то, чему должны следовать музыканты и что передавать остальным. Этого ощущения, к сожалению, часто не хватает.

– Знаю, что ваш дед был капельмейстером. А кто ещё из родных имел отношение к музыке?

– Музыкальными были практически все. Моя бабушка и мама очень любили петь. Папа был ценителем музыки, в его доме она звучала всегда, его любимый композитор – Роберт Шуман. К слову, отец был редактором Большой советской энциклопедии и Большой медицинской энциклопедии. Дед, Илья Моисеевич Биленко, и его братья получили музыкальное образование.

А вот профессиональных музыкантов в семье было немного. Мой дядя, Георгий Бадьян, был скрипачом в Новосибирском симфоническом оркестре. Дед учился игре на скрипке в Житомире. Когда началась революция, ему было 18 лет, он участвовал в Гражданской войне. После её окончания продолжил занятия в киевском институте имени Лысенко как альтист.

Дед был очень талантливым музыкантом. Когда вышел на пенсию, продолжил работать: руководил самодеятельными оркестрами, писал переложения для них, персональные партии для каждого музыканта. Помню, у него был огромный шкаф с нотами. Он был моим первым учителем и большим другом.

Научить слушать

– Сегодня модно детей учить музыке. Бывает, что человек, который окончил ДМШ, потом ни разу в жизни не прикасается к инструменту. Что музыка даёт человеку в плане развития?

– Что даёт небо птице в процессе полёта? Вопрос в том, заложена ли в тебе способность летать. Задача педагога в том, чтобы помочь ученику подняться в небо и обрести радость свободного полёта. Все люди рождаются со своими способностями, предназначением. Обучение музыке может рождать музыкантов-любителей и активных слушателей, что тоже важно. В Европе, например, распространено домашнее музицирование. Мне кажется, что многие наши соотечественники, окончившие музыкальную школу, не прикасаются к инструменту, потому что у нас нет подобной формы реализации. Считаю, что в каждом уважающем себя городе должен быть любительский камерный оркестр, любительский хор, где могли бы играть и петь энтузиасты с музыкальным образованием. Полагаю, такие проекты должны поддерживать государство и меценаты.

Знаете, как побороли наркоманию в Венесуэле? Власти поняли, что дети, которые играют в симфоническом  оркестре, не будут тянуться к наркотикам. И там очень много оркестров. Кстати, один из лучших дирижёров мира, Густаво Дудамель, из Венесуэлы.

Магия искусства

– Михаил Иосифович, как можно определить художественную ценность произведения?

– Это интересный вопрос. Может возникнуть ощущение, что эту ценность определяет экспертное сообщество, искушённые люди. Но тогда получается, что искусство существует для узкого круга знатоков. Если критерием оценки считать доступность произведения для всех и каждого – значит, мы приходим к масскультуре, попсе.

Можно подойти с экономической точки зрения: будем считать, что ценность произведения определяет его стоимость – цена полотна на аукционе, гонорар артиста. Чем больше цена, тем выше ценность? Не думаю. Великие художники, музыканты часто умирали в нищете и были признаны спустя многие годы, десятилетия после ухода.

На мой взгляд, настоящее произведение искусства обладает непреходящей собственной ценностью. Магия искусства никуда не исчезает: рукописи не горят.

К примеру, античные скульп­туры пролежали много столетий под землёй, а когда их подняли, они ошеломили. Явившись миру через тысячелетия, они дали новый импульс стремлению к красоте, к идеалу, произвели столь мощное впечатление на людей тех лет, что породили Ренессанс.

Сегодня очень много напутано в осознании искусства и в нас самих. Нельзя называть произведение искусства продуктом, а зрителя, слушателя, читателя – потребителем. Если я воспринимаю картину Сурикова, допустим, – я её не потребляю. Она, соприкоснувшись со зрителем, рождает тот эстетический эффект, ради которого и создавалась.

Это совместное служение, приобщение, ради которого искусство и существует. Оно имеет не только горизонтальное направление «художник – зритель». Это ещё и вертикальный вектор связи того и другого с абсолютом, идеалом, высшей силой, если хотите. Вспомним, что многие композиторы, приступая к партитуре, писали вверху «Во имя Господа», а заканчивали словами «Слава Господу».

Служить гениям, а не использовать их

– Как вы относитесь к современным трендам в театральном искусстве, живописи? Как оцениваете стремление сегодняшних творческих людей к эпатажу?

– Приведу такой пример. В Венской филармонии один из лучших коллективов мира вышел, посидел 4 минуты
43 секунды, после чего раздались аплодисменты, оркестр встал и раскланялся. Так было «исполнено» произведение Джона Кейджа «4′33″». Я был на этом концерте. С моей точки зрения, это всё вариации на тему сказки «Голый король». Эпатировать публику, когда не можешь сказать ничего серьёзного, – способ привлечь к себе внимание. И сегодня, к сожалению, им многие пользуются. Даже известные артисты. Что кажется мне весьма странным.

Считаю, что современные оперные постановки не должны быть полем для безудержного творчества режиссёра за счёт великих имён – Пушкина, Чайковского и иже с ними. Все те, кто, объединяясь, составляет театр, должны служить этим гениям. А не использовать их наследие для самопоказа.

Самовыражение в искусстве должно быть в рамках определённых норм и законов. Нельзя крушить всё подряд, показывая, какой ты не похожий на всех.

– Михаил Иосифович, красноярцы очень ждут очередного фестиваля «Азия – Сибирь – Европа», художественным руководителем которого вы являетесь. Сюрпризы будут?

– Безусловно. В этом году в числе прочего сибиряков ждёт музыка, написанная Чарли Чаплином к его же фильмам, швейцарская современная музыка. Впервые к нам прибудут исполнители из Индии с тысячелетней культурой Раги. Услышим звучание таких инструментов, как ситар и табла. Уверен, будет неожиданно и интересно.

Сердцем фестиваля, конечно, является его директор – заслуженная артистка России Лариса Маркосьян. На ней буквально всё – от концепции фестиваля, музыкальных программ до переговоров с участниками.

Фестиваль был создан для того, чтобы культурная жизнь столицы края была насыщенной, чтобы сибиряки могли познакомиться с сильнейшими представителями западной и восточной культуры. Нашим музыкантам он даёт возможность музицировать совместно с лучшими зарубежными солистами и дирижёрами.

Досье
Михаил БЕНЮМОВ. Родился в Киеве в 1948 году. Начал обучение по классу скрипки у Г. Е. Ямпольского в Киеве. Продолжил образование в Российской академии музыки им. Гнесиных. В Красноярске работает с 1978 года. Одновременно с педагогической ведёт активную концертную деятельность как скрипач и дирижёр. Основатель, художественный руководитель, главный дирижёр Красноярского камерного оркестра, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист России, профессор, кандидат искусствоведения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах