Небесный разряд. Климатолог - о погодных аномалиях и прогнозе на зиму

Частые грозы – явление редкое, но не аномальное, и надо этому радоваться, в это время воздух самый чистый. © / pixabay.com

Этим летом в Сибири сообщают о частых грозах - то молния ударит в человека, то выбьет в подъезде дверь, то устроит лесной пожар. Можно ли назвать частые грозы аномальным явлением для Сибири, и почему этим летом их так много? Об этом мы спросили у климатолога, директора института экологии и географии Сибирского федерального университета Руслана Шарафутдинова. Заодно он дал прогноз уже и на следующую зиму.

   
   

Грозовой эффект

Вера Ракова: Руслан Аглямович, это лето выдалось достаточно ветреным, с грозами и градом, причём погода за день может измениться несколько раз. С чем это связано?

Фото: СФУ

Руслан Шарафутдинов: В нынешней погоде нет ничего необычного. Вспомните ветер и град в прошлые годы: периодически то одна территория вдоль Енисея жалуется, то другая. Даже снег в начале июня на перевалах Дивногорска или, тем более, в окрестностях поселка Арадан, не редкость. Всё зависит от восприятия людей: они считают, что если на их веку такого не было, то это уже аномалия. Причём каждый человек будет вспоминать прошлое лето (или зиму) по-разному.

Один, когда была жаркая погода, был в отпуске и наслаждался солнцем, другой сидел в душном офисе, а когда наступило время отдыха, стало дождливо и прохладно. У одного на огороде градом побило урожай, другому лето показалось засушливым… Даже если один зимний день отметился морозом в 40 градусов, застав горожанина врасплох, подобная зима может запомниться, как самая холодная. В памяти откладываются именно те события, которые каким-то образом повлияли на наше восприятие. Климатологи же измеряют природные явления не органами чувств, а специальными приборами в течении длительного времени. В этом случае может оказаться, что кажущееся аномальным событие, на деле оказывается рядовым, и фиксировалось множество раз за десятилетие. Тем не менее, определенные рекорды всё-таки фиксируют.

– И всё же гроз и молний в этом году было больше. Вообще, почему они происходят?

– Грозы случаются чаще поздней весной и летом. В Сибири зимние грозы – невидаль, хотя на побережье Чёрного моря они гремят несколько раз за зиму. Чтобы образовались грозовые облака, нужна неустойчивость распределения воздуха. Например, тяжёлые  холодные воздушные массы с севера должны потеснить лёгкие теплые массы, и "выбросить" их вверх. Тёплый воздух будет ещё долго подниматься вверх, постепенно охлаждаясь и расширяясь. Водяной пар конденсируется, превращается в капли, а на высоте свыше 3 км и вовсе превращаются в кристаллики льда. Все эти частички сталкиваются, трутся друг о друга и при этом приобретают заряд. В результате в грозовом облаке создаются довольно сильные электрические поля. Когда появляются условия для электрического пробоя, возникает разряд молнии. Это схоже с тем, что происходит, когда мы проводим пластмассовой расчёской по волосам, только в гигантских масштабах.

Как видим, для рождения молнии нужны условия для мощного вертикального распределения влажных воздушных масс. Зимой же в наших широтах воздух мало прогревается – и у поверхности Земли, и на высоте, он достаточно холодный, а раз нет градиента давления, то и резкого перемещения воздушных ожидать не стоит. Следовательно, грозы зимой ждать не стоит. А вот в июне все условия имеются в наличии. Мало того, наилучшие условия для их возникновения возникают в послеполуденные часы, когда температура воздуха и подстилающей поверхности достигает максимальных значений. Поэтому можно с уверенностью сказать, что чаще всего грозы случаются между 15-18 часами, а реже всего - между 6-12 ч.    
   

Стоит заметить, что наши грозы весьма скромны и случаются достаточно редко. Есть регионы, где молнии можно увидеть раз в неделю, а то и раз в день.  Самые грозоопасные районы планеты это тропики и экватор. Ранее «полюсом гроз» считался район Бютензорга на острове Ява, где грозы буйствуют до 322 дней в году. Сейчас, опираясь на данные спутниковых наблюдений, самым грозовым местом считается участок в Тихом океане, восточнее Японских островов.

Нам, жителям внутриконтинентальной области, такая частота гроз и не снилась. И то, что в этом году частые грозы – явление редкое, но не аномальное, и надо этому радоваться и чаще гулять после дождя с грозой, в это время воздух неплохо очищается от загрязняющих веществ.

– За счёт выделения озона?

– Не только. Вообще, озон – это такой же яд, как и хлор, даже более опасный. Но если его немного, он убивает бактерии, окисляет органику, при этом быстро распадается. После сильной грозы с дождём капли вымывают из атмосферы частицы пыли, другие загрязняющие вещества, связывают их и отправляют на поверхность почвы. Вот поэтому после грозы с дождём мы ощущаем приятную свежесть.

Когда мёрзнут ноги

– Расскажите о климатических рекордах на территории нашего края.

– Многие уже наверняка знают, что серьёзные метеорологические измерения в Красноярске начали делать в конце XIX века. Наш город по времени измерения находится среди лидеров в России. Конечно, ранние наблюдения отрывочны, но за последние 100 лет точно можно выделить несколько рекордов.

Самый жаркий день за эти годы на территории Красноярского края был зафиксирован 15 августа 1901 года – плюс 40,1 градуса. Этот рекорд фиксируется одновременно в Минусинске и Красноярске. С тех пор рекорд не побит. Самый холодный день – 20 декабря 1979 года в п. Кербо в Эвенкии – минус 65,5 градуса. Самый сильный ветер в Красноярске составил 28 м/с, в ноябре 1950 года. Не путать с порывами, они бывают гораздо больше.

Если говорить о крае, то, естественно, самая большая скорость ветра фиксируется в Арктике, в городе Норильске. Рекорд был зафиксирован в 1967 году, тогда скорость ветра составила 44 м/с, или 158 км/ч, это неплохая скорость даже для спортивного автомобиля.

Самый большая мощность снега на территории Красноярского края была зафиксирована в апреле 1966 года на метеостанции Оленья Речка в Ергаках – его высота составила 253 см. В том же году, так как снега было много, произошло и одно из самых сильных наводнений в Красноярске. Тогда частично была затоплена чаша стадиона на острове Отдыха. Красноярская ГЭС в тот год ещё не была достроена.

Теперь же такого сильного наводнения мы, скорее всего, уже не увидим, поскольку после строительства ГЭС важную работу по распределению огромных объёмов вод принимает на себя Красноярское водохранилище. Как бы ни относились жители Красноярской агломерации к этому грандиозному инженерному объекту, она оберегает жителей от сильных паводков. Далеко ходить не надо – похожие запасы снега были в 2021 году, но тогда станция постепенно сбрасывала воду, и, хоть паводок растянулся на полтора месяца, вода затопила, скажем так, самую малость. Можно привести для примера действительно сильный рост уровня воды в Енисее, случившийся 24 апреля 1888 года. Тогда вода в Енисее поднялась почти на 350 сантиметров выше своего обычного уровня, Качи — на 335 сантиметров. Жители Закачинской слободы вынуждены были бросить свои жилища и искать прибежища выше по горе. Наводнение многих застало во время сна или в церквях. Енисей разрушил мосты на острова Татышев и Отдыха, полностью разрушил большой кусок набережной.  Этим событиям имеются архивные подтверждения, известен даже размер ущерба городу и имуществу жителей - 35743 рубля, что совсем не мало, если ориентироваться на цены 1888 года.

Самый холодный февраль был в 2016 году, тогда средняя температура за месяц составила минус 27 градусов. Вот тогда ножки действительно подмерзали. В этом же году случились крупные митинги в Красноярске по поводу чёрного неба. В сильные холода на полную мощность работали все котельные, топили печи в частном секторе, автомобили ставили на прогрев. В феврале и начале марта в этот год безраздельно господствовал Сибирский антициклон, который приносит нам морозы и безветренную погоду. Поэтому февраль в тот год был не только самым холодным, но и самым неблагополучным по качеству атмосферного воздуха за несколько последних десятилетий.

Ветер как спасение

– Обычно у нас и летом режим НМУ объявляют регулярно. В этом году более-менее спокойно. Выбросы сокращают или всё-таки ветер способствует?

– Конечно, ветер. В этом году нам везёт с погодой – весна и весь первый месяц лета характеризовались активным движением воздушных масс. Обычно с окончанием весны ветер забывает о нашем регионе, и устанавливается безветренная погода, объявляют режим НМУ. Вообще, это штука цикличная и связана не только с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу города.  Ещё в 70-е годы прошлого столетия среднегодовая скорость ветра могла достигать 3 м/с, сейчас она упала до 1–2 м/с. За последние шесть десятилетий скорость ветра снизилась в умеренных широтах всех континентов северного полушария. На нашей территории упала несколько сильнее, чем на других территориях. Для города, который находится в котловине, где много работающих предприятий, расположенный в первой тройке по уровню автомобилизации, это критично.

Учитывая, что нынешнее лето достаточно ветреное, стоит ожидать, что зима будет морозной и безветренной, потому что среднегодовые метеорологические показания сильно не меняются. Видимо, в этом году зимой мы снова вспомним, что такое НМУ. Но никто из синоптиков не даст стопроцентную гарантию, что погода будет именно такой, потому что это величина статистическая, ожидаемая, но аномалии не исключены.

Досье
Руслан ШАРАФУТДИНОВ. Родился в 1981 году в Красноярске. Окончил Красноярский государственный университет по специальности «биоэкология». В 2007 году защитил диссертацию кандидата географических наук. Возглавляет институт экологии и географии, в течение последних пяти лет заведует лабораторией экологического мониторинга СФУ. Не женат.