В Мотыгинском районе несколько тысяч лет смотрит на реку Тасееву каменный идол. К нему ходят люди, правда, теперь уже без жертвенных даров. Сегодня вокруг него возник даже краевой туризм. А учёные до сих пор не могут договориться, является это самое северное каменное изваяние подлинником или шуткой наших современников?
Древнее капище
Тасеевский идол, собственно, каменное изваяние, является одним из элементов Усть-Тасеевского культового комплекса. Он представляет собой каменную гряду, в которой три камня имеют естественную антропогенную форму. Судя по всему, основными объектами поклонения были именно они. Единственный обработанный камень, собственно, сам идол, не является главным персонажем комплекса. Это показали проведённые там раскопки. Из почти 9 килограммов (!) находок под идолом не было найдено ничего. Зато под тремя вертикальными камнями находились естественные природные гроты, в которых были обнаружены очаги и весь массив находок и жертвоприношений. По мнению новосибирского археолога Александра Соловьёва, иерархия этих камней очень близка средневековым самодийским святилищам хантов и манси. Единственная разница в материале, из которого созданы объекты поклонения. Ханты и манси поклонялись деревянным идолам, а здесь камень. Но расположение главного бога и его помощников очень близко ложится на эту картину. Это подтверждает и количество находок. В гроте главного божества их было больше, у помощников, соответственно, меньше и проще. Личина же идола появилась позднее и дополнила ансамбль капища.
История обретения
Личность первооткрывателя идола мы сегодня установить не можем. Учёные уверены, что идола «открывали» неоднократно. А вот первым догадался пригласить к нему учёных Николай Коробейников, бывший глава посёлка Первомайский Мотыгинского района. По его сообщениям, в начале 70-х была отправлена археологическая разведка из трёх человек, которую возглавил Герман Медведев, профессор Иркутского государственного университета, заслуженный деятель наук. В состав этой маленькой экспедиции входил и красноярский профессор Николай Дроздов. Двигаясь по Ангаре, они добрались до Первомайского, где и встретились с Коробейниковым. Тот на своей моторке доставил их к подножию сопки, на которой он и нашёл идола. Экспедиция обследовала изваяние, но в восторг от находки не пришла.
«Я сам разговаривал с Германом Ивановичем и спросил, почему они не занялись сразу же раскопками, – вспоминает красноярский археолог Юрий Гревцов. – И Герман сказал, что изваяние не древний идол, а новодел, или, попросту сказать, баловство. Дело в том, что неподалёку проводили исследования геологи. И вершина одной из их буровых вышек соответствовала вершине этой скалы. Пробный раскоп под идолом находок не дал, что только укрепило экспедицию во мнении, что это шутка геологов. К тому же камень достаточно рыхлый, режется даже ножом, и за тысячелетия рельеф должен был полностью стереться».
Тем не менее по итогам разведки камень был поставлен на государственную охрану, но раскопки там не производились почти три десятка лет.
Знак свыше
Второй раз учёные попали к идолу только в 1987 году. Новая разведка, в состав которой входил и Юрий Гревцов, вновь встретилась с Коробейниковым. Тот вновь указал место расположения изваяния.
«Только через пять лет, благодаря археологу из посёлка Подгорный Евгению Сергеевичу Аннинскому, в 1992 году, удалось отправить отряд на раскопки Тасеевского идола, – рассказывает Гревцов. – Времена были тяжёлые, голодные. Аннинский нашёл деньги, помог достать ящик китайской тушёнки, как сейчас помню, называлась она «Великая стена», и отряд отправился на Ангару. Трое суток мы плутали в поисках идола, поскольку первая разведка неверно указала место его расположения на карте. Но нашли! Начали снимать памятник, делать схему капища. И когда я снимал размеры одного из гротов, произошло то, что называется знаком свыше. Чтобы измерить высоту потолка, пришлось лечь на землю, и тут же в спину упёрлось что-то острое. Я подумал, что это какой-то камешек. Перевернулся, чтобы его отбросить, и увидел, что лежал на рукоятке бронзового скифского ножа. Вот тут всё и встало на свои места.
Случайная находка приковала Гревцова к этому месту на пять лет. Археологам удалось собрать уникальную коллекцию скифско-гуннского времени. Самые древние находки относятся к V–VI вв. до нашей эры, самые «молодые» – II–III вв. нашей эры. За время раскопок, как говорится, ручками, ножками и на своем горбу пришлось перенести на промывку 100 кубометров грунта.
Да, скифы мы
Юрий Гревцов уверен, что Тасеевское капище – только часть огромного культового комплекса. Он считает, что скифы продвигались на Ангару не по Енисею, а наоборот через канско-ачинскую лесостепь, через речки Усолку и Тасееву.
«Убеждён, что все святилища на этом маршруте посвящены меновой торговле, – рассуждает археолог. – Дело в том, что в середине первого тысячелетия до новой эры на Ангаре вырастает металлургия. Этот регион беден медью, но очень богат железом. Так вот, металлургия в этом районе растёт не только количественно, но и качественно. Отдельные образцы находок на идоле (наконечники стрел) соответствуют современным гостам металла и стали.
Есть и ещё один нюанс. В районе IV века до нашей эры в рамках одной археологической культуры отмечается любопытный процесс. Изменяется похоронный обряд. Трупоположение заменяется трупосожжением, а значит, изменяется мировосприятие того народа! Трупоположение означает веру в загробную жизнь, а кремация – веру в реинкарнацию. И прийти новые верования сюда могли только с юго-востока, из внутренней Монголии или с территории современного Китая. С прародины карасукской археологической культуры, предшественницы культуры тагарской. И вот одновременно с имением верований вдруг вырастает металлургия. Причём количество найденных домен не соответствует количеству населения. Не надо было региону столько металла, значит, был налажен его экспорт, то есть меновая торговля. И большинство наших находок имеет прямые аналоги в Китае. Вот и выходит, что идол был конечным торговым форпостом при выходе на Ангару. Ведь почти напротив него на ангарской стрелке (место слияния Ангары и Тасеевы) находится крепость, возникшая примерно в то же время.
Это интересно
За время существования капища вокруг него сформировался целый комплекс легенд и верований. И если некоторым из них всего несколько лет, то отдельные уходят своими корнями в тысячелетия. А верить в них или нет – это дело личное.
Небесные стрелы. В месте расположения капища находится довольно сильная магнитная аномалия. Стрелку компаса она отклоняет до 7 градусов. Поэтому большинство сосен вокруг идола повреждены молниями, которые лупят в сопку немилосердно. Конечно, наши предки замечали эту особенность и делали соответствующие жертвоприношения. Среди находок очень много наконечников стрел из камня, кости, бронзы и железа. У всех народов разряд молнии считался «божьей стрелой». Этнографы считают, что мог существовать и обряд «укрепления», при котором воины и охотники могли держать свои луки и колчаны стрел в таких местах, чтобы придать им дополнительную силу. Естественно, за помощь богов тут же и благодарили стрелами.
Боишься ли ты темноты? И сейчас смелые люди решаются переночевать на идоле. Откровенно говоря, человеку в лесу всегда страшновато, но на капище это ощущение ещё острее. Об этом говорят многие участники раскопок, рискнувшие это испытать на себе. Страх, по их словам, там особенный, это не крик птицы в темноте, а что-то потустороннее. Зато тому, кто всё же сможет уснуть, идол дарит особые сны – яркие, цветные, насыщенные.
Давай покурим. Кто бы ни вырезал идола, это сделал мастер! Он использовал движение солнца. Потому при утреннем освещении изваяние улыбается и выглядит приветливым, а на заходе солнца лик меняется на гневный, почти изгоняющий. Кстати, во рту идола есть отверстие, и он не прочь покурить. Раньше, видимо, в него вставляли трубку, а сегодня он довольствуется сигаретами. Причём отечественную продукцию он не курит, а вот зарубежные сигареты скуривает до фильтра.