Кто манипулирует сознанием? Дефицит сахара в Красноярске создан искуственно

Доходы падают, цены растут. Несмотря на широкий ассортимент продуктов, для многих людей они становятся просто недосягаемыми. © / Татьяна Фирсова / АиФ

«Сахара не больше 5 кг в руки». Такое объявление по­явилось в магазинах одной из крупных федеральных торговых сетей в начале апреля. Жители региона, как в былые 90-е годы, бросились срочно делать запасы. Маркетологи точно просчитали психологию людей, которые до сих пор хорошо помнят, что такое тотальный дефицит продуктов.

   
   

Жертвы маркетинга

Тревожные звоночки, что с прилавков магазинов может исчезнуть сахар, появились ещё в конце марта. О том, что в торговых сетях заканчиваются его запасы, заговорили близкие к руководству ритейла источники.

В начале апреля в магазинах полки с сахаром действительно начали пустеть. Красноярцы жаловались, что его нет в сети «Батон», гипермаркетах «METRO», «О’Кей». Социальные сети заполонили фотографии пустых полок, пользователи вспомнили лихие 90-е, когда мешками покупали муку, сахар. А на зиму балконы затаривали коробками куриных окорочков, называемых в народе «ножками Буша». В одной из торговых сетей появились объявления об ограничении продажи сахара: в одни руки не более 5 кг.

«Как только услышала, что сахар начал дорожать и может вообще исчезнуть, побежала и купила сразу 5 кг. Раньше обычно по килограмму брала, пришлось потратиться. Хотя понимаю, что всё равно на всю жизнь не запасёшься», – сетует пенсионерка из Железногорска Катерина Васильевна.

После того как были сметены все запасы сладкого продукта, прокуратура начала проверять в магазинах его запасы. Кроме того, была открыта горячая линия, куда жители могли пожалова­ться на нехватку сахара. Ведомство пообещало жёстко реагировать, если его дефицит будет создан необоснованно. Руководство торговых сетей оправдывало ограничения тем, что на складах заканчиваются запасы, когда придёт новая партия, неизвестно, так как производители приостановили поставки. Действительно, 1 апреля истекал срок соглашения правительства с производителями и торговыми сетями, согласно которому они должны были продавать сахар и подсолнечное масло по фиксированным ценам. Потому заводы якобы решили придержать поставки этих продуктов, чтобы потом продать их дороже. Однако соглашение было продлено: по сахару на 2 месяца, по маслу – до октября. Первый заместитель министра сельского хозяйства и торговли края Александр Походин поспешил заявить, что с поставками на территории проблем нет и дефицит создан искусственно.

«В некоторых крупных торговых сетях появились сообщения о том, что сахар отпускают не более 5 кг в одни руки, а также о том, что не смогут продать сахарный песок более чем на 5 тыс. рублей. На эти деньги можно купить почти 108 кг сахара. Это два большущих мешка по 50 кг и ещё в придачу 8 кг, которые как-то нужно унести из магазина. К сожалению, жители края стали жертвами успешного маркетингового хода. Это вызвало ненужный ажиотаж. Все сети хорошо снабжены сахаром, его поставки идут непрерывно. Поэтому, думаю, нам всем надо успокоиться. От ситуации, когда искусственно создаётся ажиотаж, никому пользы нет», – считает заместитель министра.

Кроме того, по его словам, благодаря ажиотажному спросу торговые сети продали сахара в три раза больше, чем за тот же период прошлого года.

   
   

Кстати
Три торговые сети края, которые насчитывают 545 супермаркетов, в апреле получат 1830 тонн сахара. Ежемесячно запасы будут пополняться примерно в таком же объёме. План на июль – 3132 тонны, на август – 2622 тонны.

Колбаса для бедных

Несмотря на то что стоимость одного килограмма сахара в рознице не должна превышать 46 рублей, а подсолнечного масла – 110 рублей за литр, в небольших магазинах, расположенных, как правило, в шаговой доступности, эти продукты первой необходимости стали дороже рублей на десять, а то и больше.

«Подорожали фрукты, молоко, сметана, даже хлеб, особенно сильно – сахар и подсолнечное масло. Яйца стоили 46 рублей, сейчас – от 76 до 92 рублей», – говорят супруги Василий и Евгения. Он военнослужащий, она школьный учитель. – Да, зарплата стабильная, но не растёт, в отличие от цен, так что приходится экономить. Нам легче, потому что родители живут в деревне, держат своё хозяйство и помогают. Чтобы прекратить рост цен, нужно не повышать стоимость бензина, а зарплаты должны расти на тот самый процент инфляции, к которому постоянно апеллирует власть. Но, похоже, она нас не видит и не слышит», – считают супруги. 

О том, что платёжеспособность населения падает из года в год, говорить не приходится. Пенсионеры вынуждены питаться низкосортными продуктами. Сейчас в продаже не только так называемый сырный продукт, в котором вместо молока пальмовое или кокосовое масло. На полках своё место прочно заняла колбаса для бедных категории В и Г: в составе первой от 40% до 60% мяса, во второй – от 20% до 40%, много химических добавок, красителей и усилителей вкуса. 

«Такое впечатление, что цены с цепи сорвались. При моей небольшой зарплате в 25 тыс. приходится искать магазины, где продукты дешевле», – делится 35-летний красноярец Леонид.

«Мы с мужем пенсионеры, хватает на коммуналку, лекарства и еду. На одежду не остаётся, – рассказывает одетая в скромную куртку и выцветший голубой берет 70-летняя пенсионерка Татьяна Генриховна. – Стараюсь подгадать, когда в магазине скидки на куриное мясо, сметану, молоко. Я не могу купить сразу 5–10 кг сахара, который очень сильно подорожал, или пять бутылок растительного масла, иначе на месяц пенсии не хватит».

Мнение
Председатель Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Виктор Захаров: «Считаю, что реальных предпосылок не поставлять сахар в регион нет. Вброс подобной информации – не больше 5 кг сахара в одни руки – попытка манипулировать сознанием, чтобы навязать людям паническое настроение. Они уже меньше брать и не будут, хотя, возможно, им столько и не нужно. Приведут своих родственников, чтобы и те купили тоже. Так называемый маркетинговый ход, а по-другому – средство заставить покупателя приобретать товар, на мой взгляд, должен расследоваться правоохранительными органами и антимонопольной службой. Меня возмущает, когда людей используют в своих интересах. Может быть, человек последние деньги отдаёт в результате такого маркетинга. Есть, безусловно, объективные причины, когда тех или иных продуктов может не хватать по причинам природных катаклизмов, засухи и т. д. Но в целом наша страна может полностью обеспечивать себя сахаром, подсолнечным маслом и другими продуктами питания, за исключением разве что кофе и бананов. Нужно демонополизировать рынки, особенно рынки продуктов питания. От этого зависит социальная стабильность на территории, а поддержка властью малого и среднего бизнеса способствует экономическому развитию и росту. Предприниматель в свою очередь должен строить с потребителем такие взаимоотношения, чтобы тот пришёл к нему завтра, через пять и десять лет».

Справка
По сведениям информационно-аналитического центра Банка России, в марте годовая инфляция в Красноярском крае ускорилась до 5,5%. Рост цен на продукты составил 7,8%, непродовольственных товаров – на 6,6%. Дорожал картофель, запасы которого сократились быстрее, чем в прошлом году, а взамен поставлялся импортный, более дорогой, или из других регионов. За счёт вынужденного увеличения затрат производителей на закупку кормов, импортных ветеринарных препаратов и оборудования выросло в цене мясо птицы. Цены на свинину замедлились благодаря тому, что свинокомплексы края увеличили объёмы продукции за счёт ранее реализованных инвестиционных проектов. Услуги ЖКХ выросли на 3,47%, в феврале этого года – на 3,43%.