Почему край не скупится на налоговые льготы?

Коллаж МАКСИМА ТОДОРАШКО

   
   

Дело будет  в Таёжном

Богучанское энергометаллургическое объединение - один из ключевых проектов современной красноярской экономики. Запущенная недавно БоГЭС должна, по замыслу авторов проекта, избавить север края от энергодефицита, что позволит совершить тут настоящий промышленный переворот. Ключевым потребителем новой ГЭС должен стать Богучанский алюминиевый завод. В начале ноября власти предложили освободить его от уплаты налога на имущество на несколько лет. Сэкономленные средства инвесторы пустят на строительство жилья для работников будущего предприятия в посёлке Таёжный. «Мы не даём инвесторам деньги из бюджета и не финансируем проект напрямую, - пояснил позицию властей Виктор ТОМЕНКО, председатель краевого правительства. - Льгота имеет целевое назначение: строительство и реконструкция объектов социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры посёлка. Не будет завода - не будет льгот».

Теория и практика

Казалось бы, всё верно: власть помогает бизнесу, тот развивается, создаёт рабочие места, растёт налогооблагаемая база… Однако многие депутаты предложения по льготам для БоАЗа восприняли в штыки, и не зря. Хотя у БЭМО два инвестора, ясно, что основным получателем льгот является РУСАЛ. А за ним в крае давно закрепилась негативная репутация. «Я понимаю, что ему принадлежит лишь половина акций БоАЗа, но предоставление преференций компании Дерипаски выглядит как издевательство над интересами жителей Красноярского края», - считает Владимир СЕДОВ, депутат краевого Заксобрания. Список претензий большой: начиная от вопросов экологии и заканчивая налоговой политикой. Например, никто точно не знает, сколько платит в бюджет краевого центра Красноярский алюминиевый завод. Несколько лет назад депутаты Красноярского горсовета пытались раскрыть эту тайну, но упёрлись в глухую стену: коммерческая тайна, и всё тут. Однако точно известно, что платит КрАЗ очень мало для такого крупного предприятия. 

Заграница  им поможет?

Поэтому многие опасаются, что обласканный сейчас властями БоАЗ в будущем будет вести себя так же, как и КрАЗ. То есть, гробить окружающую среду и использовать хитрые схемы увода налогов в офшоры. Жалуясь ещё при этом на сложное финансовое положение. Что примечательно, как бы ни были плохи дела у РУСАЛа, Олег Дерипаска всегда продолжает оставаться одним из богатейших людей на планете. Такая вот политика у олигархов: кризис кризисом, а дивиденды - по расписанию. И даже как-то неудобно спрашивать: а не мог бы Дерипаска из своего кармана оплатить строительство посёлка, не прибегая к помощи дефицитного бюджета Красноярского края? «Совершенно очевидно, что эти льготы предоставляются не под детские садики и не под школы, а под капитальные вложения, и использованы они могут быть различным образом, - говорит Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ, депутат ЗС. - И мы ничего гарантировать не можем, кроме общих договорённостей, что будет строиться посёлок для рабочих». «В крае есть такие предприятия, которые уходят от налогов, ведут себя не по нашим правилам, а мы опять изыскиваем льготные условия для них, - сетует Людмила МАГОМЕДОВА, депутат ЗС. - Я не против реализации проекта завода, но хочу задать вопрос: где льготы социально ответственным предприятиям, которые уже несут серьёзную нагрузку на территории региона?».

Смотрите также: