КРЭК отдала концы? Чиновники и депутаты не оценили энергетиков

Редко какой вопрос на сессии краевого Заксобрания вызывал столь бурную реакцию, как отчёт счётной палаты о деятельности Краевой энергетической компании (КРЭК). Про красивую жизнь государственных энергетиков, тративших миллионы на вертолётные чартеры, загородные базы отдыха и масштабные корпоративы, «АиФ на Енисее» писал две недели назад. Несмотря на поздний час (вопрос рассматривался последним), полупустой зал заседаний напоминал то сеанс групповой психотерапии, то соревнование правдорубов.

   
   

Кулаками после драки

Если бы на заседании присутствовал сам «виновник торжества», гендиректор госкомпании Василий Кузичев, с зарплатой 1,6 млн рублей в месяц, депутаты бы его, не ровён час, разорвали. Но нет - накануне сын экс-замгубернатора Михаила Кузичева ушёл в отставку, даже на состоявшемся накануне комитете за него отдувался Андрей Августинович, гендиректор Центра транспортной логистики (ЦТЛ, выступающий учредителем КРЭК).

Юрий Швыткин Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края / Андрей Бурмистров

«По хамски, вальяжно, по-барски, - эмоционально делился впечатлениями от разборок на комитете депутат Юрий Швыткин. - 1,9 млн - среднерыночная зарплата в крае, говорит! Ни хрена себе!»

«В исполнительной власти сложилась атмосфера, позволяющая на государственных деньгах набивать себе карманы, - возмущался и вице-спикер Всеволод Севастьянов. - Тарифы у МРСК ниже, так зачем нам такая КРЭК?»

Однако КРЭК всем оказалась всё-таки нужна - хоть и не в таком виде. Спустя три года с того момента, как компанию начала долбить Счётная палата, её всё-таки решено реорганизовать из ООО в ОАО - со стопроцентным краевым участием.

Молчание силовиков

   
   

«Почему правоохранительная система работает выборочно? - негодовала депутат Марина Добровольская. - Нравится человек - неприкосновенная персона, не нравится - за мешок картошки посадят. Мы можем заставить эту систему ответить - есть состав преступления или нет? Я не слышу ответа на все эти отчёты людей в погонах, и это меня страшит гораздо больше».

Марина Добровольская Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края / Андрей Бурмистров

«Создана среда - и никакие правоохранительные органы не найдут виновных, потому что их нет, - заранее сокрушился парламентарий Юрий Данильченко. - Всё размыто, ответственности никакой. «Губернские аптеки» - это та же КРЭК, где тоже всё размыто».

В итоге депутаты сошлись на том, что необходимо пересмотреть всю систему управления, сложившуюся в Красноярском крае, - она сама по себе несёт коррупционные риски. «Мы не раз говорили, к чему приводят эти подходы - увеличение уставного капитала КРЭК, ЦТЛ, «Сосен», центра ЖКХ, - рассказал Валерий Сергиенко. - У меня уже штук 10 писем лежит, как они миллиарды расходуют. Сколько верёвочка не вьётся - она всё равно заканчивается вот этими крэковскими делами».

«Некоторые предприятия давно пора закрыть, - уверен глава промышленного комитета Анатолий Матюшенко. - Есть одна пустышка, где 13% акций Краскома спрятаны. Вопрос до сих пор не решен». Как заметили депутаты, прошлогоднее постановление Заксобрания по наведению порядка на госпредприятиях так и не исполнено.

Правда с запозданием

Хоть не прокурора, так краевое правительство парламентарии хотели было обязать дать оценку в кратчайшие сроки. «Фактически тех людей, которые имели бы какое-то отношение к деятельности ЦТЛ и КРЭК в этой части, в правительстве не осталось, - объяснил Виктор Томенко, председатель краевого правительства.

Виктор Томенко Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края / Андрей Бурмистров

- Даже если мы ничем другим не будем заниматься, разобраться за столь короткий срок не успеем. История у компании большая, если рассматривать весь объём действий. Прокомментировать из первых уст сегодня некому».

Удивительное стечение обстоятельств. Как рассказала Татьяна Давыденко, председатель Счётной палаты, это был уже пятый отчёт о деятельности КРЭК, начиная с 2011 года. Да и в Заксобрание ещё в прошлом году приходило тревожное письмо из МВД - про признаки нецелевого расходования средств. Однако взялись за компанию только сейчас, когда все концы уже оказались в воде…