Как правило, большое лучше видится на расстоянии. И оценить свою работу и последствия иных решений можно лишь спустя время. Почему в Красноярске остановили строительство метрополитена, зачем городу в лихие 90-ые были нужны фонтаны и карнавалы, какова главная проблема федеральной власти, «АиФ на Енисее» откровенно рассказал Петр Пимашков, экс-глава Красноярска, депутат Государственной думы РФ.
О работе в Госдуме
- Петр Иванович, сейчас идут жаркие споры по поводу закона о местном самоуправлении? Как считаете, нам нужны прямые выборы мэров?
- У нас в России все начинается с критики, а не с желания понять суть. Под огонь этой самой критики попал недавно и я как один из авторов нового закона о выборах глав городов из числа депутатов. А истинная суть этого закона в том, что Россия большая – и нельзя всех стричь под одну гребенку, Никто прямые выборы не отменяет. Пусть регионы выбирают. А выбирать надо, исходя, во-первых, из традиций и, во-вторых, из здравого смысла.
Я лично всегда был сторонником прямых выборов главы, и сам всегда выбирался только так. Прямое доверие людей помогает выстоять в сложных ситуациях, таких, например, как была у меня когда-то с губернатором Александром Лебедем, который сразу пригрозил «разобраться с мэром». Но, как и всегда, такая независимость имеет оборотную сторону: бывает, что мэр создает лишние проблемы для своего города, решать их не может или не умеет, идут трения с губернатором. Но вот незадача: губернатора президент уволить может в любой момент, а что с мэром делать? Его же народ избрал.
Россси нужны разные формы выборов. Об этом же говорит сегодня и губернатор края Виктор Александрович Толоконский. Есть и такой вариант: городской совет из числа депутатов избирает мэра - председателя городского совета, который ведет заседание городского совета и выполняет представительские функции. А назначение главы администрациии происходит на конкурсной комиссии, где 50% голосов - от губернатора и 50% - от городского совета. Сити-менеджер, который избирается таким образом, руководит городом и подчиняется как городскому совету, так и губернатору. Кстати, в 65% городов США именно такая система выборов, а американцы, как известно, считают себя форпостом демократии.
- Три года назад вы перешли из исполнительной власти в законодательную. Какая работа требует большей отдачи?
- Законодательная работа требует вдумчивости и скрупулезности, досконального знания законов, практики применения, их прямых и косвенных последствий. В какой-то мере к этому меня подготовил опыт первых двух лет работы главой города – в это время я совмещал функции мэра с функциями председателя городского совета депутатов. Несколько раз избирался депутатом районных и городского Совета депутатов. Что же касается работы главы большого города, то она требует оперативного принятия решений, она закручивает так, что забываешь обо всем: о времени, о близких, о себе самом. Так что, думаю, в законодательной власти должны работать люди с большим жизненным опытом, а те, кто помоложе - набираться опыта на исполнительном поприще.
- Получается отстаивать интересы края в Госдуме? Или это не принято, ведь федеральный депутат должен работать на интересы всей страны?
- Конечно, основные законы принимаются в масштабах всей России. Но Красноярск для меня всегда в приоритете. Например, впервые в прошлом году федерация выделила 50 млрд рублей на строительство детских садов в ряде городов, где эта проблема стоит особо остро. И когда начали делить эти средства, мы с Раисой Кармазиной постарались, чтобы Красноярску досталось больше. Благодаря этому город заложил строительство новых детских садов. При этом надо подходить к проблеме комплексно: сегодня сады остро нужны, но завтра наступит спад спроса на них, зато возрастет спрос на места в школах. Поэтому надо строить такие помещения, которые потом можно переделать под начальные школы, и наоборот.
Главная проблема, которую пока не удается решить - налоговая политика в отношении регионов. Это несправедливо: Красноярский край ежегодно наращивает платежи в федеральный бюджет, а в краевую казну от того же Ванкора получает все меньше налогов. Мы вместе с регионом работаем над этим.
О Красноярске
- На местах порой кажется, что федеральные чиновники не слышат и не замечают регионы. Утрированно, но такое ощущение, что для многих страна действительно заканчивается в пределах Садового кольца. На ваш взгляд, как выглядит Красноярск из столицы?
- Красноярский край – один из самых богатых регионов в стране. Проблема заключается в системе неправильно выстроенной налоговой политики: налоги должны платить не там, где располагаются офисы компаний, а там, где эти богатства добываются и производятся. А Красноярск – хоть из Москвы, хоть из Парижа – выглядит вполне современным, достойным, мощным городом. Уровень администрирования здесь значительно выше, чем во многих городах России.
- Сейчас в Красноярске обсуждается генеральный план развития города. Как принимался генплан во время вашей работы?
- План в конкретных деталях должны обсуждать специалисты. А население должно иметь возможность корректировать основные подходы и направления. Красноярск в свое время был первым из крупных городов, где в постсоветский период принимался генплан до 2020 года. Подготовка шла несколько лет, были дискуссии с привлечением граждан, СМИ, научной общественности, слушания, экспертизы. Кстати, город живет по этому генплану до сих пор. Конечно, жизнь ставит новые задачи и меняется очень быстро. Поэтому новый генплан – потребность времени. Надо только, чтобы в полной мере были учтены пожелания жителей. Ведь это будет наш общий план развития города как удобного для детей, родителей, пешеходов и водителей, для всех наших горожан.
- Чего не успели сделать в Красноярске, но очень хотели?
- Достроить метро. Нельзя было останавливать строительство. Но жизнь расставляет свои приоритеты: было принято решение начать строительство четвертого моста через Енисей, пожертвовав метро. Для Красноярска метро было бы не просто системой передвижения по городу, это новое качество жизни, новый уровень. Красноярск без метро и Красноярск с метро - два совершенно разных города. Возобновить строительство сейчас невероятно сложно. Особенно с учетом последних событий. Вот об этом, конечно, очень сожалею.
О спорте и фонтанах
- Многие красноярцы до сих пор помнят, как вы выгоняли чиновников на зарядку, сами переодевались в костюмы на карнавалах, превратили Красноярск в город фонтанов. Для чего все это было нужно?
- Фонтаны, зарядки и карнавалы – это все только видимые детали большой глубинной работы по созданию дружественной человеку городской среды. Они виднее, чем усилия, например, по обеспечению города теплом. В 1996 году, когда я стал мэром, в городе был дефицит тепла порядка 40%. Семнадцатый микрорайон, возле Водоканала, вообще замерзал, в домах было не выше 14 градусов.
Первые годы своей работы мэром я Новый год дома никогда не отмечал. В городе происходили аварии одна за другой, целые микрорайоны выходили из строя. Нужны были новые котельные, новые котлы на ТЭЦ, новые подстанции. В 1996-1997 годах бюджетники по три месяца зарплату не получали, на муниципальных предприятиях ситуация была еще хуже, люди бастовали. Но мы понимали, что, если не будем параллельно наводить в городе порядок, люди нам спасибо не скажут. Хотя многие города в то время решали только горящие вопросы.
Красноярск долго был закрытым. Нужно было как-то это менять: город должен иметь свое лицо, жители должны им гордиться. Так появились не только удобные для жизни микрорайоны, но и фонтаны, пальмы, брусчатка. По-другому было просто нельзя, нужно было идти в ногу со временем. А демократизация власти? Это тоже непростое дело. Увидеть по советским временам первого секретаря горкома партии, бегущим на физзарядку было невозможно. Но я понимал, что только мое личное участие, как в спортивных соревнованиях, так и в молодежных десантах, и в карнавалах может изменить настрой красноярцев. Помню, к нам приехал Владимир Мутко и, увидев, как тысячи людей бегут на лыжах, удивленно спросил: «Как все это можно было организовать?». А через несколько лет появилась «Лыжня России», пошли забеги по всей стране. Но первыми-то были мы.
-Недавно в Кремлевском зале вы слушали послание Президента. Что в нем вы считаете для себя главным?
-Я целиком и полностью согласен с Владимиром Владимировичем Путиным, что надо перестать «кошмарить» бизнес. Мы бесконечно дергаем его повышением налогов, в год предприниматели переживают до двадцати проверок разных надзорных органов – как тут работать и поднимать экономику страны? Надо на 10 лет, не меньше, утвердить правила для бизнеса, в том числе щадящее налоговое бремя. Не дергать, не устраивать каждый год новые правила ведения бизнеса, новые налоги, а тех, кто обязан контролировать количество проведенных проверок и не выполняет свои функции в полной мере надо серьезно наказывать. Если ту или иную организацию проверяют чаще одного раза в три года – это должно стать предметом разборок, вплоть до генеральной прокуратуры.
- Сегодня вы частый гость в Красноярске, где больше живете?
- По работе бываю в Красноярске по нескольку раз в месяц, здесь же провожу приемы граждан. И не кривлю душой: если появляется выбор, остаться в Москве или лететь в Красноярск, - конечно, выберу Красноярск. Новый год отмечаю только дома. Здесь живут моя дочь Валентина и сын Андрей, внуки Алла и Петр. Всей семьей мы собираемся только в Красноярске.
Смотрите также:
- Схватка с обществом. Алексей Менщиков - о генплане Красноярска и садоводах →
- Красноярский историк о присоединении Крыма: «Демократия русского формата» →
- Он был разным. Что говорят об отставке губернатора Красноярского края →