Эра альтруизма. Молодой учитель - о ЕГЭ, оценках и системе образования

Фото из архива Анны Шудраковой

Программа с детства

«АиФ на Енисее»: - Анна, с вашими внешними данными запросто можно сделать карьеру на телевидении или в шоу-бизнесе, куда сегодня стремятся многие девушки, почему выбрали именно школу?

   
   

Анна Шудракова: - В детстве мечтала о журналистике и ТВ, хотя в семье мне все говорили, что я прирож­дённый учитель. Вечно собирала во дворе детей помладше, создавала какой-то свой мир, что-то придумывала. Так что определённая программа была. После школы поступила в педагогический на филфак. Думала: вот получу образование - и буду работать журналистом. Но на летние каникулы поехала поработать в лагерь и поняла, что работа с детьми - это моё. На пятом курсе пришла на практику в свою родную школу, и бывшая классная руководительница Ольга Серафимовна Зайцева сказала: «Оставайся».

«АиФ на Енисее»: - Завоевать авторитет у подростков невероятно сложно, дети – максималисты. Как удаётся находить взаимопонимание с учениками? Дело в возрасте?

А.Ш.: - Время покажет, хотя, конечно, молодых учителей любят больше. Мы понимаем многие вещи, которыми живут школьники, сами внутри ещё дети. Года четыре назад я вдруг почувствовала себя взрослой. Показалось, что не могу позволить себе попрыгать вместе с ребятами, повеселиться без причины. Мне стало страшно, поняла, что не хочу так. Слава богу, этот момент прошёл. И состояние, когда в свободной атмосфере, в лагере например, хочется вместе с ними покричать, подурачиться, вернулось.

Тимур и его команда

«АиФ на Енисее»: - Но ведь дети быстро привыкают к такому близкому контакту. Как удаётся держать дистанцию?

Досье:
Анна ШУДРАКОВА родилась в Красноярске. Окончила среднюю школу № 12. После окончания Красноярского педагогического университета пришла работать в родную школу. Её главное детище - творческая студия «Эра» - не раз завоевывало первые места на краевых и городских конкурсах, а в прошлом году студия получила первое место в российском фестивале «Семья России» в номинации «Социальная реклама».

А.Ш.: - Есть определённая степень партнёрства с основными учениками, и есть некая духовная связь с теми, кто занимается со мной творчеством. Я пришла в школу с мыслью, что у меня будет своя студия. И уже в первый год работы появилась творческая студия «Эра». Собрала самых отъявленных хулиганов из 9-го класса и очень хороших девчонок. И они в таком тандеме замечательно спелись в прямом смысле слова. Сначала мы пели, потом играли в КВН, читали стихи, ставили спектакли, снимали фильмы, сейчас опять поём. В студию ходят ребята с 5-го по 11-й класс, направление определяют сами дети, ведь каждый год добавляются новые. Многие, даже окончив школу, не уходят от нас. Сегодня в школе более 500 эровцев, а самой «Эре» в этом году исполняется 10 лет. Так получилось, что эта структура помогла мне в воспитательной работе, я ведь ещё и завуч по воспитательной работе. Это особый мир, в котором все живут по определённым правилам, негласным, конечно. Я называю нас «Тимур и его команда», вот такой славный привет из прошлого, только без идеологии.

«АиФ на Енисее»: - Сейчас многие любят говорить, что современным детям ничего не надо, кроме компьютера, у них нет ни ценностей, ни авторитета взрослых. На ваш взгляд, сегодня действительно другие дети?

   
   

А.Ш.: - Это извечный конфликт отцов и детей. Да, за последние десять лет дети очень изменились, но в лучшую сторону. Сегодняшнее поколение намного лучше моего. У них появляются ценности, они здесь, у меня в кабинете, говорят о семье, дружбе, политике, гражданстве. Раньше я таких разговоров среди детей не слышала. Значит, поколение изменилось, пришло поколение, которое что-то узнаёт, а не только живёт и потребляет. И свобода мышления у них есть, и критично мыслить они могут. На мой взгляд, именно свобода мнения и самовыражения, которая присутствует сегодня в обществе, дала им возможность острее чувствовать, глубже думать и больше понимать. У них сегодня есть право голоса, право слова. И если ребёнок воспитанный, он знает, как пользоваться этой свободой. Но люди разные, и дети тоже разные: есть те, которым не хватает воспитания, но их мало, и они исправимы. И лично мне нравится проявление свободы в детях! Это заставляет задуматься, а всё ли я правильно делаю. Сегодняшние дети знают гимн, любят родину, отделяют плохое от хорошего и хотят быть здоровыми: основная масса моих учеников не курит, не пьёт и не считает нужным это делать.

Как изменится в 2014 году список вступительных экзаменов в СФУ? →

В оценки не верят

«АиФ на Енисее»: - А что современная молодёжь думает о ЕГЭ и поступлении в вузы? Ведь именно после окончания школы многие впервые сталкиваются с несправедливостью в обществе, на которую надо как-то реагировать.

А.Ш.: - Протест против ЕГЭ у детей глобальный. Они понимают, что нет никакого смысла учиться хорошо. Ведь это не гарантирует поступления на бесплатной основе. У меня есть выпускники, которые в этом году окончили школу на четыре и пять - золотые и серебряные медалисты. Ну и что, у них нет никакого преимущества! Они планировали поступать на экономический факультет в СФУ, но получилось поступить только на платное или туда, куда смогли. А те, кто учились слабо, почему-то оказываются на бюджетных местах. Если в вуз поступают и отличники, и откровенные двоечники, пропадает смысловая нагрузка оценки, дети даже двоек сегодня не боятся.

«АиФ на Енисее»: - Как вы считаете, новая система оплаты труда, которая предполагает стимулирующие надбавки учителям, оправдана?

А.Ш.: - Пока она до конца не сформирована, сложно сказать. На словах - да, учитель, у которого действительно есть результаты, должен иметь возможность получать больше. Но есть масса вопросов: как, допустим, разграничить учителя русского языка и литературы и физкультуры? А если вам достался трудный класс, где усилий вкладываешь больше, а результат - ниже? Хотя то, как зарабатывают учителя сегодня, несправедливо. Например, за классное руководство надбавка всего 1 000 руб. А классному руководителю нужно обзванивать всех родителей, причём зачастую по сотовому телефону за свои же деньги, вести отличников, следить за двоечниками, сводить детей в театр, в кино, музей, а на классном часе обсудить с ними духовные ценности. Моя первая зарплата в школе была 1 760 руб., я подрабатывала в других школах. Молодой учитель сегодня в среднем получает 15 000 руб., и это с учётом хорошей нагрузки, доплат и стимулирующих. Учитель с опытом и с огромной нагрузкой может заработать до 25 000. Но сил после такой работы уже ни на что не остаётся. Однако люди выживают. Приезжие даже квартиры умудряются снимать. Учителя - это герои. Особенно те, кто выдержал конец 90-х и нулевые и остался в системе образования. Это был абсолютно бескорыстный и непосильный труд, основанный на альтруизме, который их вымотал и выжал.

«АиФ на Енисее»: - А что бы вы изменили в современной системе образования?

А.Ш.: - Всё, начиная от преподавания и заканчивая содержанием учебников. Если о реальном, то у меня есть свое видение идеальной школы. Я мечтаю о наставничестве, чтобы молодые учили, а пожилые педагоги с опытом их наставляли. У молодых с детьми хороший контакт, они обладают инновационными навыками, но у них нет навыков предметных, которые есть у учителя со стажем. Мне очень этого не хватало, когда я пришла в школу. Систему оценивания знаний изменила бы - я не могу оценивать детей по пятибалльной шкале, её нужно как минимум расширить. И ещё вернула бы в школу дополнительное образование, чтобы вторую половину дня школа работала на полную мощность, как в европейских странах. В музыкальных, художественных, танцевальных школах недобор, а в общеобразовательных есть дети, которые хотят заниматься. Так почему бы педагогам специальных школ не прийти на эту площадку? Пока дополнительное образование не заработает как единая мощная система, о духовных ценностях мы будем говорить ещё долго. 

За последние 10 лет дети стали более свободными и независимыми. Фото из архива Анны Шудраковой

ВЗГЛЯД ЦЕНЮГИ

Сегодня учитель бесправен

В прошлом году только половина выпускников вуза пошла работать в школы. Одна из причин - низкая заработная плата молодых учителей без опыта.

Вторая, не менее важная - школа сейчас играет в одни ворота. Все права у детей, у учителя нет никаких прав, и рычагов воздействия на учеников тоже не осталось. В результате многие мои студенты уже после первой практики решают, что не будут работать в школе. Решать проблему нужно комплексно. Поднимать зарплату учителям и налаживать дисциплину. Кроме того, в мою бытность, например, диплом о педагогическом образовании выдавался только после того, как выпускник год проработает в школе. Было время попробовать свои силы и решить, сможешь работать или нет.

Сергей ЦЕНЮГА, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета

Смотрите также: