Будни и праздники КЛШ
Лесная прохлада легко обнимает за плечи, заставляя зябко поёжиться, нежно касается кожи под футболкой и ласково трогает волосы на голове. Надо было надеть кофту, но школьник забывает об этом каждое утро. Настырный комар танцует на красной от укусов коже и выискивает место послаще. Пошёл прочь! Кофейная теплота борется с последствиями бессонной ночи. Веки опускаются, деревянный холод беседки впивается в плечо… Мне правда интересно!
В дни праздников всё бывает немного по-другому. Летняя Школа – это в принципе по-другому в сравнении с повседневностью, но оранжевые дни летнешкольного календаря ломают абсолютно все рамки, захлёстывая обитателей этого маленького мира яркостью впечатлений. К примеру, День спорта. Он даёт одни из самых ярких впечатлений даже для тех, кто к спорту и физкультуре совершенно равнодушен.
Начинается всё с праздничной побудки. Те, кто в КЛШ уже не первый раз, всегда говорят первогодникам: «В оранжевые дни раньше подъёма не вставайте. Вас ждёт что-то особенное». Как же они правы! Невыносимо обидно пропустить волшебные мгновения, когда мудрые столичные лектора врываются в вашу комнату с шумом и гитарами и устраивают маленькое утреннее представление – всегда разное и всегда незабываемое.
В такие дни школьники просыпаются с улыбками на заспанных лицах и особенно быстро собираются на зарядку. Зарядка тоже праздничная – энергичная музыка и не менее энергичные сотрудники вышибают остатки сна, и совсем уж необычным завершением этой зарядки становится коллективный ручеёк. Можно с уверенностью сказать две вещи: во-первых, ручеёк – игра точно не только для детей, а во-вторых, играть в него стоит только компанией, состоящей более чем из двухсот человек.
Не позволяя оправиться от праздничной зарядки и обыкновенного завтрака, школьников настигает биатлон. «Какой биатлон летом?», подумает обыватель, а летнешкольники уверенно выставят по четыре человека от команды. Трасса и задачи уже готовы, лектора в нетерпении садятся за столы, боевой дух заменяет воздух и заполняет лёгкие - магма течёт в венах участников, раскаляя их сердца. И представители всех четырёх направлений – точного, естественного, общественного и филологического – пробегут немалое расстояние и решат нелёгкие задания, чтобы одна из команд могла почувствовать сладкий вкус победы и награды в виде торта.
Биатлон сопровождается волнением, напряжением и искренней радостью от достигнутого. И пусть победа на этот раз ускользнула, осознание того, что ты что-то смог, стал частью чего-то пусть не великого, но интересного, оказывается не менее значительным и вполне удовлетворяющим.
Одной из главных особенностей этого дня является то, что сегодня весь этот маленький мир разделяется на две неравные половины. Разлом не дымит, но школьники и сотрудники на сегодня становятся противниками благодаря Играм Доброй Воли. Противостояние – всегда дружеское, но быть таковым от этого не перестаёт. Школьники и сотрудники соревнуются в разнообразных, временами весьма необычных видах спорта – таких, например, как гонгконский футбол и флип-флап (метание тапка) – а также в скоростном сочинении мотивирующих кричалок (С нами нет качка из гаммы, но победа будет с нами!)
Вечером все собираются на концерте, где выступить может любой, а потому совершенно неизвестно, чего ожидать. Главным номером, конечно, является объявление результатов ИДВ и награждение победителей биатлона. Призы стоят стараний!
«Самое лучшее место на земле»
Стоит ли говорить о других особенностях КЛШ - всешкольном противостоянии за жизнь кролика*, квесте в стиле компьютерных игр, борьбе с космической опасностью, выращивании самых настоящих – тёплых и пушистых – перепёлок, лекторских самоварах, байках о подпольном чтении запрещённых книжек и вечерних клубах – таких клубах, каких вы ещё не встречали! Стоит. И каждый день здесь бывает ничуть не менее интересен, насыщен интересными событиями и знаниями, которые можно получить отнюдь не только на лекции, но абсолютно в любой момент своего сосуществования с деятельной атмосферой КЛШ.
А в День филологических и общественных наук - ЭкоФилЮр - организаторы проводили квест, напоминающий компьютерную игру с развитием. Школьники в это день были племенами, названными в честь разных животных: ежей, енотов, змей, быков, раков (и среди них - одно племя велосипедов). Под руководством пришельца, прибывшего с более развитой планеты, они выполняли задания и получали навыки, которые могли бы пригодиться впоследствии.
Например, на станции «наука» нужно было придумать 10 нестандартных применений носку, а на станции «культура» - составить из множества предложенных слов и прочесть с жестикуляцией (на каждое слово - свой жест) молитву. В итоге выходила молитва Перуну. К вечеру каждое племя подготовило представление в особом жанре (чирлидинг, античная трагедия) - своё «чудо света»: волшебную иглу, чудо-Света, любовь, любимый вожатый.
* В день направления естественных наук проводилось такое мероприятие - половина школы была полезными клетками организма, а вторая половина - заразой вроде грибка стопы. Все летнешкольники находились как будто в организме кролика и в играх, которые проводились в этот день, решалось, будет ли этот кролик жить.
«Каждый день, каждый час – работай над собой!»
Организаторы КЛШ, объединяя и школьников, и преподавателей, акцентируют: Мы с вами – интеллигентные люди. А девиз, поднятый на щит, звучит так: «Каждый день, каждый час, всегда – работай над собой!» Как же удалось воплотить его в жизнь? Этот призыв действительно становится ежедневным стимулом для школьника, даже когда он покидает стены удивительного, «самого лучшего места на земле»? Рассказать об этом в рамках одной статьи невозможно, понадобилось бы, может, несколько томов, желательно – фильмов, а лучше всего – машина времени, чтобы с головой окунуться в атмосферу каждого уникального по-своему сезона. Вклад в строительство «здания» КЛШ вложили множество замечательных людей. Напомним основные вехи развития Краевой летней Школы.
Красноярская летняя школа (КЛШ) — школа дополнительного образования для старшеклассников. Проходит каждое лето, преимущественно в августе месяце в окрестностях Красноярска. Одна из старейших ныне действующих летних школ в России. Инициатором создания КЛШ по примеру Летней школы при Новосибирской ФМШ выступил профессор Владимир Пивоваров, тогда сотрудник Красноярского вычислительного центра Сибирского отделения АН СССР и преподаватель Красноярского университета.
Первая Летняя физико-математическая школа при КГУ состоялась в августе 1976 года: 40 учеников и семь сотрудников приехали в пионерский лагерь «Таежный». Первый сезон проходил по принципу «чему хочу, тому учу», а по итогам его стало понятно, что основное, вокруг чего должна вращаться школа – общение; за три недели нельзя научить человека физике или математике, но можно показать красоту и необозримость науки, научить приёмам правильного мышления и учёбы.
В КЛШ-85, где на торжествах в честь 10-летия школы ректору университета Вениамину Соколову и ректору ЛФМШ-76 доценту Владиставу Бытеву было присвоено звание «Отец-основатель», присутствовало уже 240 школьников и 70 преподавателей.
Более ста учеников собрала ЛФМШ-78, именно тогда на озере Улюколь была разработана система жизни КЛШ, делающая ее не похожей на обычный школьный лагерь. С той поры ясно: основная задача КЛШ - развитие интереса к самостоятельному изучению естественных наук, к самопознанию и совершенствованию.
В 1979 году образовалось биолого-химическое отделение и Школа приобрела свое обычное название. А с 1981 года началось изучение ЭВМ.
В последующие годы увеличилось число школьников и сотрудников Школы. Появились оригинальные научные и научно-спортивные состязания. Были открыты Английский и Вечерний клубы, Барабановская экспедиция, Самовары, комплексный научный турнир и др. С 1987 года в составе КЛШ работает филологическое отделение.
С годами она обрастает историей и обретает собственные традиции, байки и легенды передаются из уст в уста, песен с каждым годом становится всё больше, легендарные личности остаются легендарными. Недавно закончился 38 сезон «работы над собой».
Больше фотографий о жизни КЛШ - в фотогалерее >>