Глава ГИБДД Красноярского края: «Палочной системы сегодня нет»

Глава ГИБДД Красноярского края Валерий Кускашев © / ГИБДД Красноярского края

О том, почему за руль садятся убийцы, восемь раз лишённые прав, когда у пьяных водителей будут отнимать автомобили и почему плохо учат в автошколах, мы спросили главного ГИБДДшника края Валерия Кускашева.

   
   

О пьяных водителях

Светлана Хустик, «АиФ на Енисее»: - Валерий Михайлович, штрафы за нарушение ПДД подняты в разы, а лихачей на дорогах всё больше. В чём причина?

- Штрафы действительно подняты серьёзно, но вот, например, допустимый скоростной режим увеличился. Сейчас фактически можно ехать до 110 км в час. Порог превышения до 20 км в час, хоть и считается нарушением, но ответственности за него не предусмотрено. Но одними штрафами проблему не решить. Нужно обучение правилам дорожного движения и поведения на дорогах детей с детского сада, школы, семьи. А у нас зачастую родители показывают детям ужасные примеры. Помните случай, как мужчина летел по городу на бешеной скорости, нарушая все возможные правила, а его дочки истошно кричали: «Папа, ты что делаешь, остановись!»? Мало того, он, нисколько не стесняясь, выложил видео поездки в ютуб. Думаете, он переживал о высоких штрафах?

- Вот такие лихачи остаются безнаказанными, а за грязный номерной знак могут выписать приличную сумму. Где справедливость?

- Вещи, конечно, несопоставимые. Я вовсе не считаю, что нужно наказывать абсолютно за каждое правонарушение. У нас сегодня нет «палочной системы» (когда нарушения набираются для статистики, -Прим. ред.). Грамотно проведённая профилактическая работа порой даёт намного больше. Наша задача - привлекать водителей именно за те нарушения, которые влияют на аварийность: скоростной режим, выезд на встречку, нарушение правил обгона, управление в пьяном виде.

- Все помнят случай, когда в Дивногорске водитель насмерть сбил целую семью. Как выяснилось позже, он был восемь раз лишён прав... Как такое возможно?

- У нас есть водители, которые уже несколько раз набрали на пожизненное лишение прав. Но они продолжают ездить до того момента, пока их опять не остановят. Самая низкая взыскаемость - с тех водителей, которые уже лишены права управления вместе с наложенным штрафом в 30-50 тыс. рублей. Хотя мы и списки таких водителей отдельно ведём, и с судебными приставами сотрудничаем. Недавно нам попался человек, у которого неоплаченных штрафов на 200 тыс. рублей, плюс его тоже несколько раз лишали прав. В итоге, когда судебные приставы изъяли у него КамАЗ, на котором он ездил, он в ответ бросил: «Ездил и буду ездить». И таких много, особенно в сельской местности.    
   

Есть страны, где за управление в состоянии алкогольного опьянения сразу конфискуют транспортное средство. Возможно, и мы к этому придём. А пока единственное, что нас ждёт уже в ближайшее время, - рассмотрение подобных дел в рамках не административного производства, а уголовного.

О плохих дорогах и левых поворотах

- На аварийность серьёзно влияет в том числе состояние дорог. Я как автолюбитель плачу транспортный налог и вправе рассчитывать, что буду ездить по ровным и безопасным дорогам.

- На ровном дорожном покрытии некоторые автолюбители действительно могут прибавить скорость, нарушая скоростной режим и создавая аварийные ситуации, - причиной почти всех аварий является нарушение правил дорожного движения и человеческий фактор, а не состояние проезжей части. Госавтоинспекция в пределах своих полномочий выполняет функции по контролю над состоянием улично-дорожной сети, в том числе с привлечением к ответственности собственников автомобильных дорог за ненадлежащее их содержание.

- В городе другая проблема - пробки, в которых уже все задыхаются.

- Красноярск закладывался почти 400 лет назад, когда никто вообще не думал, что будет такое количество транспорта. Улицы, особенно в историчес­кой части, не приспособлены к такому движению. Более того, у нас очень своеобразная организация движения. Слишком много левых поворотов. Например, на Шахтёров, где шесть полос, и перед Березина, и перед Мужества - там постоянно скап­ливаются заторы. Если организовать прямое движение с поворотом направо, а в конце сделать большую развязку, которая позволит поехать в обратную сторону, движение будет намного легче. Также у нас много перекрёстков, где есть кольца, которые сегодня уже не выполняют своих функций. Красноярску нужен глобальный проект переустройства городских улиц и чёткая транспортная логистика, тогда движение по улицам города будет более свободным и безопасным. Но нас ждёт Универсиада, и все понимают, что метро к этому времени не построят. Поэтому планируем разгрузить часть улиц строительством перехватывающих парковок, где можно оставлять авто и двигаться дальше на общественном транспорте (по опыту Сочи и Татарстана). В стадии разработки находится проект «зелёной волны», которая частично уже внед­рялась в Красноярске, но сейчас ею пользуются лишь в ручном режиме, например, во время эстафеты Олимпийского огня. Мы предлагаем использовать её в полную силу. Это выглядит так: обу­ченный оператор с помощью камер видеонаблюдения в определённое время перенаправляет «зелёную волну» светофоров то в одну, то в другую сторону. Эта система интеллектуальная, она сама может решать, где запретить движение, а где разрешить, так называемый постовой-робот. И не нужно на каждом перекрёстке ставить сотрудника. Кроме того, уже в ближайшее время будет внедрён проект автоматической фиксации нарушений ПДД - будем постепенно приучать к этому водителей. Таким образом, даже без строительства новых дорог и метро мы сможем реально разгрузить Красноярск.
На ул. Брянская круглосуточно будет нести службу бронзовый инспектор ГАИ в форме 1960-х годов с мотоциклом «Урал». Фото: АиФ / Ирина Якунина

Об автошколах и женщинах за рулём

- Но порой водители допускают такие нарушения, что складывается ощущение, что они купили права.

- Автошкола - это коммерческое заведение, которое зарабатывает деньги. Зачастую весь курс обучения сводится к подготовке к сдаче экзаменов в Госавтоинспекции. Как он будет ездить, её не волнует. В том числе и отсюда аварии. После того как моя жена выучилась на права, я её отправил на курсы экстремального вождения, причём зимой. Вот там как раз обучают правильной реакции, моделируют сложные ситуации, которые могут произойти на дороге. После таких занятий человек начинает чувствовать автомобиль, предполагать, как он себя поведёт.

- Кстати, как вы относитесь к женщинам за рулём - их уже давно больше, чем мужчин? Получается, они ваши основные «клиенты»?

- По городу они порой ездят лучше многих мужчин. Но вот за городом чаще совершают аварии. В экстремальных ситуациях женщина ведёт себя более непредсказуемо. На трассе нужны совсем другое внимание и реакция, там более профессио­нальны мужчины.

Об «оборотнях в погонах»

- Не секрет, что порой аварии происходят по вине самих сотрудников ГИБДД, на слуху громкие случаи, где фигурируют люди в погонах. Какой пример они показывают?

- От человеческого фактора никуда не денешься. Но поверьте, в подобных ситуациях ни один руководитель не будет защищать честь мундира и скрывать нарушения. В этом плане в системе многое было сделано. Те жевзятки сегодня невыгодно ни брать, ни давать. У нас практически каждый автомобиль ДПС оборудован видеорегистраторами. В конце смены видео сдаётся, перекачивается в архив и отсматривается. Случалось, когда составляли до 7 протоколов за нарушение водителем патрульной машины ПДД: не пристёгнут, проехал не там, где надо, и т. д. Это серьёзно дисциплинирует. Более того, мы настоятельно просим при общении с нашими сотрудниками использовать все средства видео-, аудиофиксации. И готовы разбираться по каж­дому отдельному случаю. В последнее время система МВД в целом стала более открыта, ведь именно с нас начали реформу силовых ведомств. Даже то, что в последнее время в разы увеличилось количество заявлений, поступающих через Интернет, о многом говорит. Вы можете запросто зафиксировать любое нарушение ПДД, отправить нам, его проверят и, если оно имело место, составят протокол.

ДОСЬЕ
Валерий КУСКАШЕВ родился в 1971 г. в пос. Ильичёво Шушенского района Красноярского края. Окончил Сибирский юридический институт. С 1993 года в органах внутренних дел. Сначала в качестве инспектора ДПС, затем - командира роты, начальника отделения ГИБДД УВД Свердловского района. В 2011 году назначен главой УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю. Награж­дён медалью «За отличие в охране общественного порядка». Любимое дело кроме работы - рыбалка.