Учитель года из Красноярска играет в карты с учениками на чтение литературы

Из личного архива Ирины Щетининой © / Из личного архива

«Второстепенными стали все предметы, по которым не сдаются экзамены, - считает «учитель года» Инна Щетинина. - Мы загнаны в условия рейтингов, а они даются по результатам экзаменов. обязательные ЕГЭ сдают по русскому языку и математике. Всё остальное - по остаточному принципу».

   
   

Стендаля выиграла в карты

- Мы живём в ситуации, когда во главу всего поставлена эффективность. А как измеришь знания по литературе? И раз её нельзя потрогать, понять выход «продукта» - такое и отношение к предмету. Поэтому периодически в школы приходят письма - а давайте мы литературу сократим. Слава богу, спохватываются, останавливаются.

- Инна Анатольевна, 2015 год объявлен годом литературы. И всё-таки зачем современному человеку нужна литература?

- С этого вопроса я всегда начинаю уроки в 5-м классе. Зачем нужна математика - понятно, элементарно посчитать деньги. А литература? И мы с ребятами начинаем размышлять…

- А своя версия?

- Как бы пафосно ни звучало, литература формирует человека. Какие нравственные заповеди, жизненные ориентиры «добро - зло» мы с помощью чтения в школе заложим, с тем ребята и пойдут по жизни. А как иначе ориентироваться в мире? Но если оставить пафос, утилитарная цель учителя русского языка и литературы - научить детей создавать устный и письменный текст. Пусть родители меня стреляют, смотрят с ненавистью, но я за введение экзамена - сочинения по литературе! Пробный был в декабре. Написали неважно. Причём по всей стране. Спрашивается, а чего вы хотели?! Отношение к литературе в последние годы было соответствующим.

   
   

- А не планируется возврата к устным экзаменам по литературе?

- Нет. Беда нашей образовательной системы в том, что мы не стараемся сделать лучше всех. У нас среднее образование - слабых поднять чуть-чуть, а умных «прибить». И дать это самое «среднее образование». И это меня пугает. У нас и сочинение ввели под предлогом того, что дети не умеют разговаривать, не умеют формулировать мысли. Но ввели почему-то не устную, а письменную форму экзамена! Хотя я за любой поворот в сторону литературы.

Из личного архива Инны Щетининой

- Молодое поколение сейчас больше сидит за компьютером, «зависает» в Интернете. Как заставить детей читать книги?

- Почему-то учителей математики или химии никогда не спрашивают, а решает ли ребёнок задачки дома в свободное от школы время. А нас спрашивают всегда. В читающей семье дети будут читать, потому что они видят, как это делают родители. В семье, где ходят в церковь, ребёнок тоже будет ходить в церковь. От учителя литературы на самом деле зависит мизер! Тем не менее обманом, лестью, шантажом, но я стараюсь заставить ребят читать, чтобы хоть что-то в них заронить. 

Я даже играю с ними в карты на чтение произведений! Не в школе, конечно, а во время поездок (мы много ездим), в поездах. Когда играли первый раз, они думали: тётка с филологическим образованием, что с неё взять?! Они же не знали, что я 5 лет жила в общаге и в карты играю, как чемпион мира. Выиграла мгновенно и заставила их читать «Красное и чёрное» Стендаля, которого как раз проходили по программе. Они даже пишут мне расписки с обязательствами - прочитать то или иное произведение.

Из личного архива Инны Щетининой Фото: Из личного архива

Сердюков - герой Салтыкова-Щедрина!

- Сегодня говорят: классика не воспринимается молодыми, так как большинство не видит в ней связи с современностью.

- Наоборот, я до своих учеников стараюсь донести мысль о том, что для понимания происходящего сегодня в мире нужно встать на базу классической литературы. Когда читаю современные сочинения, у меня практически всегда есть ощущение вторичности, что я уже где-то это читала. Форма может меняться, а суть та же. Классика - на все времена. Возьмём Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Это тот редкий случай, когда, изучая произведение, мы смотрим и «мультик».

Начинаю задавать вопросы: почему генералы в ночных рубашках, но при орденахи треуголках? Дети начинают рассуждать и приходят к выводу: значит, важны внешние признаки. Спрашиваю: а почему генералы картавят? Разве так можно отдавать команды? Почему два военных человека не могут найти север? Размышляя, один мальчик говорит: а может, они никогда и не служили? 

И в 7-м классе мы выясняем, кто такой министр Сердюков. Это типичный персонаж Салтыкова-Щедрина - мебельщик, не имеюший никакого отношения к армии, но ставший министром обороны! И дети, которые пришли к этому сами, просто рассуждая, смотрят на меня в недоумении - они-то считают, что мы живём правильно! А это - классик Салтыков-Щедрин, который сказал, что если я усну и проснусь через 200 лет, в России будет всё то же самое - пьют и воруют.

Из личного архива Инны Щетининой Фото: Из личного архива

Тоска, все такие «правильные»!

- А что изменилось в программе по литературе со времён вашей школы?

- Изменился подход. Если раньше Онегин изучался как лишний человек, чуть ли не пришедший к революции, то сейчас мы уже говорим о том, что это совершенно пустой человек. А главный персонаж, на самом деле, - Татьяна. И не Онегин, а муж Татьяны стал бы, скорее всего, декабристом. Вообще сейчас на литературу и литературных героев существует гораз­до больше точек зрения, и дети могут сами выбирать, какая им ближе. Я могу больше опираться на биографию писателя. 

Во времена, когда мы учились, в кабинете висел «иконостас» писателей - все такие «правильные», аж тоска берёт. Будто они не ели, не пили, женщин не любили, в туалет не ходили, не ошибались, жён не бросали. А ведь они были живыми! И, заинтересовав биографией писателя, можно заинтересовать и его произведениями. Когда мы ездим с ребятами в Москву, Питер, по Европе, я обязательно вожу их на литературные экскурсии - в дома-музеи писателей. Это всегда идёт на ура, потому что максимально приближает писателя к тебе.

Ещё из школьной литературы ушёл тотальный патриотизм, идеологическая составляющая - «Как закалялась сталь», «Повесть о настоящем человеке» и т. д. Сейчас основное внимание - на человека, а он разный - не только герой. Мы вообще рождены не для подвига. Не зря говорят, что если где-то в мире совершается подвиг, значит, Бог чего-то недосмотрел. Жить надо, а не детей к войне готовить! Патриотизма никто не отменял, но в первую очередь надо готовить детей к любви и семье. Хочется, чтобы они просто счастливыми были.

- А что читает «учитель года - 2014»?

- То, что неизменно - Булгаков, «Белая гвардия». Ещё я очень люблю Акунина. И часто возвращаюсь к классике - в силу профессии. Дети вдруг про какой-то нюанс спросят, а я подзабыла…

- Ребята часто удивляют или ставят в тупик?

- Иногда вот здесь (показывает на место у доски) они такие открытия делают! И мне очень жалко, что, кроме меня, этого никто не слышит. Буквально вчера в 7-м классе идёт урок «Русские женщины. Некрасов. Декабристы». И один мальчик говорит: они же (декабристы) всем сделали плохо - и жёнам, и детям. Получается, всё, что они сделали, было зря… И попробуй поспорь! На моих глазах ребёнок, пусть и с моей помощью, делает открытие! И это классно! 

А озадачил недавно вопрос ребят: «Какое произведение отвечает вашему пониманию любви?» Я взяла паузу. Время отвремени они ставят меня в тупик сложными вопросами, и я признаюсь, что нужно подумать. Это последний из вопросов, над которым я пока размышляю и ещё не нашла ответа.

Смотрите также: