«Детей нельзя унижать». Заслуженный педагог края – о миссии учителя

Директор Дома пионеров Центрального района Валентина Цивилёва в авангарде школьных дружин. © / Валентина ЦИВИЛЁВА / Из личного архивa

«Главным в школе является ребёнок, а учитель несёт огромную ответственность не только перед детьми, но и перед государством. Потому что сегодняшние ученики – это завтрашний народ страны: какими их воспитать, такой народ и получим», – считает заслуженный педагог Красноярского края Валентина Цивилёва. Именно благодаря ей в регионе была сохранена система дополнительного образования.

   
   

Стены квартиры председателя Совета ветеранов педагогического труда Красноярска увешаны рамками с грамотами и благодарственными письмами. Не поместившиеся хранятся в четырёх коробках. В комнатах стеллажи с множеством книг. Из своих восьмидесяти лет Валентина Ивановна отдала педагогической профессии пятьдесят пять.

«Браво, валентина ивановна!»

Татьяна Фирсова: Валентина Ивановна, вы родились 7 ноября, в день Великой Октябрьской социалистической революции. Дата рождения повлияла на вашу судьбу?

Фото: Из личного архивa/ Валентина ЦИВИЛЁВА

Валентина Цивилёва: Думаю, да, но прежде всего огромное влияние оказало воспитание в семье. Мама всю жизнь проработала медсестрой, папа прошёл путь от простого работника шахты до руководителя. Несмотря на то что отец занимал высокую должность, держали огород, вместе с братом и сестрой сажали, пололи, прибирались в доме, много читали.

Безусловно, повлияла идеология, в которой воспитывалось наше поколение. Нас учили добросовестно трудиться на благо общества, честности, правдивости, уважению друг к другу и в семье. После окончания института, когда работала вторым секретарём ГК ВЛКСМ Черногорска, спускалась в угольные забои, проводила политинформации для шахтёров. По моему предложению был создан загородный пионерский лагерь «Мечта», молодёжное кафе «Уголёк», клуб «Роза ветров». В 26 лет я стала директором Дома пионеров Центрального района Красноярска. 

Очень тепло вспоминаю своих шефов – предприятия «Северовостокэлектромонтаж» и красноярское УМТС. Благодаря их помощи мы шили костюмы для творческих коллективов, закупали эстрадные инструменты, технику для фотостудий. Шефы помогли приобрести даже борцовский ковёр для самбистов и секции айкидо. Руководители предприятий понимали, что без материально-технической базы невозможно творческое развитие подрастающего поколения.

– Ещё недавно было принято критиковать советскую систему образования. Но тогда школа играла немаловажную роль в процессе воспитания человека. Сейчас всё иначе. Десять лет сферу образования называли услугой, приравняв учителей к обслуживающему персоналу.

   
   

– Эта тема – моя боль. В Советском Союзе в основе воспитания лежал коллективизм. Сейчас мы видим социальное разобщение, где каждый сам за себя. А начало процессу положил первый российский президент Борис Ельцин, провозгласив постулат: «Берите суверенитета сколько хотите».

За 18 лет своей работы в краевом управлении образования, где я занималась вопросами воспитания, внешкольной работой и дополнительным образованием, удалось сохранить и развить краевую систему внешкольного дополнительного обучения. Исправить ошибки, допущенные во время перестройки девяностых, когда не было единых требований, отменили так называемый всеобуч, и можно было вообще не ходить в школу.

При губернаторе Александре Лебеде руководителями районных отделов образования назначались непрофессиональные люди. К примеру, заведующим гороно Ачинска стал бывший тренер спортивной школы, который держал в страхе всех директоров образовательных учреж­дений. Несмотря на то что я уже работала заместителем директора института психологии педуниверситета, меня попросили возглавить бригаду по проверке его работы.

Её итоги озвучивала в кабинете главы города Илая Ахметова при участии замминистра образования края Галины Вычужаниной. Нарушений выявили множество. Я предложила освободить руководителя управления образования и его зама от занимаемых должностей. Хорошо помню, как он начал хлопать в ладоши со словами: «Браво, Валентина Ивановна!» Я парировала, что «браво» он должен говорить себе.

Так что приходилось принимать порой непростые и непопулярные решения и готовить представления о снятии руководителей с должностей за неисполнение закона об образовании.

Сегодняшние ученики – это завтрашний народ

– В последние годы в школе участились конфликты между учениками, учителями и родителями. Агрессия, вседозволенность… Были подобные случаи в советской школе?

Торжественный митинг, посвящённый Дню рождения пионерии. Фото: Из личного архивa/ Валентина ЦИВИЛЁВА

– Были, правда, не так много, и они не получали такой огласки, как сейчас. В одной из школ края семиклассник, которого обидел учитель, пырнул его ножичком. В сегодняшней ситуации, безусловно, не стоит сбрасывать со счетов постоянное реформирование системы образования. И всё же в большей степени всё идёт из семьи. Если там процветает агрессия, ребёнок всё это видит, чувствует, считает такое поведение нормой. И несёт эти поведенческие навыки в школу.

Давайте говорить прямо: агрессия процветает и в общественной среде, в которой живут семьи и дети, немаловажную роль в этом играют СМИ, для которых главной темой стал криминал. Родителям некогда заниматься ребёнком, они вынуждены зарабатывать деньги. Хорошо, что покормил, а на общение и обучение не хватает времени. Сейчас как никогда много неполных семей, с приходящими папами, что влияет на неокрепшую психику детей.

Кроме того, считаю, нет серьёзной работы в вопросах системы воспитания, связанной с семьёй и школой, хотя сейчас ввели оплачиваемую должность классного руководителя. Над этой проблемой надо серьёзно работать управленческим, методическим и научным структурам. Это большая черновая работа. Но самое главное – надо любить школу, ребёнка и свою профессию. Любить даже ту дверную ручку школы, которую ты открываешь, и приходить к детям с хорошим настроением.

– Как думаете, когда профессия учителя вновь станет престижной и привлекательной? Как этого добиться?

– Атмосфера в образовательном учреждении зависит от руководителя и взаимоотношений педагогического сообщества с родителями. Каким бы ни был ребёнок, к нему должен быть индивидуальный подход. Нельзя его унижать и оскорблять. Учителя должны знать, в какой семье он воспитывается. Может быть, она не очень благополучная. Возможно, там пьющие родители, конфликты, и ребёнок выплёскивает свои внутренние эмоции в классе. К сожалению, об этом в школе мало знают. Дети приходят не просто учиться, они должны быть мотивированы добывать знания и усваивать их. И это зависит от педагога, от его правильно выстроенной методики обучения.

Вы наверняка слышали устоявшийся термин «трудные дети». На самом деле, они не «трудные», а просто гиперактивные, причина чего может быть в полученной при родах мозговой дисфункции. Кто из учителей об этом задумывается? Только недавно в районах и городах начали создавать психолого-медико-педагогические комиссии, это очень важный процесс.

В сегодняшней школе много хорошего: построены современные здания со спортивными залами и помещениями для занятий в сфере дополнительного образования. Если мы перенесём всё лучшее из советской школы в современную, в том числе и через институт наставничества, который был создан в Красноярске по инициативе экс-мэра Эдхама Акбулатова, уверена, что современное образование выйдет на новый уровень. Ведь результатом пятилетней работы этого движения стало то, что порядка 80% молодых педагогов остаются работать в школе.

Хочу сказать, что учитель – это не просто призвание, а миссия, честь и огромная ответственность не только перед детьми, но и перед государством. Сегодняшние ученики – это завтрашний народ страны. Какими мы, педагоги, их воспитаем, такой народ и получим. Глядя на новое поколение учителей и директоров, большая часть которых начинает это понимать, начинаешь на­деяться, что школа кардинально изменится в лучшую сторону.

Досье
Валентина ЦИВИЛЁВА. Родилась в 1942 году в селе Екатериновка Идринского района Красноярского края. Окончила Красноярский педагогический институт, факультет географии. Начала профессиональную деятельность в школе № 5 Черногорска. В 1968 году назначена директором Дома пионеров Центрального района Красноярска. В 1979 году возглавила отдел внешкольной работы и дополнительного образования краевого управления образования. Отличник народного просвещения, заслуженный педагог Красноярского края. С 2010 года – председатель Совета ветеранов педагогического труда Красноярска.