Позволить детям ошибаться, но получать опыт, или ограждать их от жизненных сложностей всеми возможными способами? Как часто разум выбирает первый вариант, а сердце тянется ко второму! Как поступать родителям, которые хотят вырастить ребёнка самостоятельным и при этом уверенным в том, что в семье всегда его поддержат?
Ответом на этот непростой вопрос c корреспондентом krsk.aif.ru поделилась руководитель психологической службы, психолог семейного центра Валентина Павловская.
C пелёнок?
Формирование самостоятельности начинается с восьми месяцев, продолжается до 2,5–3 лет, когда ребёнок вступает в стадию автономии, и заканчивается кризисом трёх лет. В этом возрасте у малыша происходит эмоциональное отделение от мамы, которой в свою очередь необходимо помочь ребёнку понять, что она и он – разные люди, каждый со своими границами.
На данном этапе стоит вводить правила, чётко обозначать ребёнку, что ему можно, а чего нельзя.
«В конце этого периода у малыша обязательно должно появиться личное пространство: комната, кровать, стол. Вместе с ними ребёнку необходимо получить от родителей и некую эмоциональную автономию – чтобы научиться прислушиваться к себе и своим чувствам, создавать и признавать их. Если эти потребности удовлетворяются, у малыша развивается чувство уверенности в своих силах, он учится ставить цели, достигать их, увлекается этим процессом и берёт полезные навыки с собой во взрослую жизнь», – рассказывает Валентина.
У детей, вовремя не отделившихся от мамы, в будущем возникают те или иные сложности с самостоятельностью и настойчивостью. Они часто меняют сферу деятельности, порой не знают, чем заняться, у них может сформироваться синдром отличника или синдром беспомощности (установки вроде «я ни на что не способен», «я не справлюсь»). Особенно часто это проявляется в начальной школе, когда, столкнувшись с первыми трудностями, ученик решает, что если у него что-то не получается, то и делать этого не нужно.
Как помочь?
Привить сыну или дочери вкус к самостоятельной деятельности можно с помощью метода пяти ступеней.
Первая ступень – я покажу, ты посмотри. Вторая – давай сделаем вместе. Третья – ты делаешь, я помогаю. Четвёртая – ты делаешь сам, я нахожусь рядом. Пятая – ты делаешь сам.
По словам специалиста, с помощью этого метода ребёнка можно обучить чему угодно – от шнурования ботинок до выполнения домашних заданий в начальной школе. На данном этапе ребёнку может понадобиться помощь. Не стесняйтесь предлагать её, но не навязывать. Спросив: «Тебе помочь?» – дождитесь ответа, не решая за ребёнка, справится он сам или нет.
Не стоит забывать и о личном примере, ведь детям свойственно копировать родителей.
«Хорошо, когда ребёнок видит рядом с собой успешную маму, которая чем-то увлечена. С мамой, у которой помимо домашних обязанностей и работы есть по-настоящему любимые занятия, всегда интересно. Поэтому женщине очень важно найти захватывающее дело, эмоционально перебивающее всё, что происходит вокруг. При этом погрузиться в то или иное увлечение не значит выпасть из жизни ребёнка. Нужно оставаться в курсе его дел, но не пытаться всесторонне их контролировать», – подчёркивает психолог.
А как же уроки?
Сидеть со школьником над тетрадями вечерами напролёт – как это знакомо многим мамам! Сколько утекает времени и сил…
«Маме необходимо понять, что учёба – это ответственность ребёнка. Не вы ходите в школу, не вам задают задания. Если вам действительно важно, чтобы ребёнок выработал самостоятельность, разрешите ему небрежно написать в тетради, получить заслуженную двойку, побыть в ситуации неуспешности, сделать выводы. Вы можете помочь извлечь урок из ситуации, спросив: «Как думаешь, почему поставили двойку? Что ты сделал не так? Как ты это можешь исправить?» Сделать это нужно в спокойном, уравновешенном состоянии.
Важно сохранять эмоциональную стабильность, уметь ждать и подстраиваться под темп своего ребёнка. Не хочет делать домашнюю работу? Не понимает, как выполнить упражнение? Предложите помощь. Отказывается – просто ждите. Соглашается – уточните, в чём именно возникли сложности, покажите, как их преодолеть, и предложите ребёнку попробовать решить аналогичный вопрос самостоятельно. А вот тянуть за ребёнка учёбу точно не стоит. Помните, у каждого из вас своя зона ответственности», – делится опытом специалист.
Снизить чрезмерный контроль легче, поняв, что лежит в его основе. Возможно, это тревожность и недоверие к миру: «Если я не проконтролирую, с ребёнком может что-то случиться». Возможно, эгоизм: «Это мой ребёнок, поэтому он должен быть отличником». Пока мама тотально следит за учёбой и другими сферами жизни ребёнка, его самостоятельность будет страдать, утверждает Валентина Павловская. Но стоит делегировать сыну или дочери области, ответственность за которые лежит в сфере их влияния, и дети откроются родителям с новой стороны.