Дети учат любопытству. У человека можно отнять все, только не знания

Образование должно быть интересным. © / Владимир Моисеев / АиФ
Лев Пирогов, главный редактор журнала "Лучик" Фото: Из личного архива/ Лев Пирогов

Что сегодня читают дети, какие предметы необходимы в современной школе, почему некоторые учебники невозможно читать, а дети идут в школу, как на казнь? Как бороться с жестокостью и можно ли превратить современное юное поколение поклонников YouTube в читателей книг? Об этом и многом другом корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказал главный редактор популярного журнала для школьников «Лучик» Лев Пирогов.

   
   


И для взрослых тоже

Ника Крылова, «АиФ-Красноярск»: Лев Васильевич, расскажите, как выбираются темы для номеров «Лучика»?

Лев Пирогов: Несколько лет назад мы предложили родителям наших юных читателей присылать в редакцию каверзные вопросы, которые задают им дети. Вопросы, на которые сразу не поймёшь, как ответить. Из ответов на эти вопросы «Лучик» и сложился. «Что было раньше, Бог или динозавры?» «Как устроена бесконечность?» «Почему бессмертие невозможно?» И так далее.

Каждый ответ - целая статья, иногда и не одна. И теперь нас стали читать не только дети,
но и их родители, и просто взрослые, у которых пока нет детей или их дети уже выросли. Покупают журнал для себя и читают. Интересно же! Дети учат взрослых любопытству к большому миру - это прекрасно, по-моему.

Сейчас журнал рассчитан на ребят школьного возраста, но мы хотим выделить в нём место и для дошкольников. Дальше собираемся открыть раздел «Для младших братьев и сестёр».

К слову, у журнала есть страницы в социальных сетях и канал на сервисе «Яндекс. Дзен», они адресованы взрослым читателям, там мы говорим на разные темы. В том числе и о политике.

   
   

- Что вам нравится и не нравится в нынешних детях?

- Мне в них всё нравится. У них другие культурные и бытовые привычки - ну, так они и у нас были не такими, как у наших дедов. Однажды я спросил у Владислава Петровича Крапивина (известный детский писатель, он помнит детей ещё середины 60-х годов), чем нынешние дети внутренне отличаются от тех, прежних. И он сказал: «Да ничем не
отличаются». Я с этим согласен. Дети - это дети. Лучшее, что есть на земле.

Хитрюшкин против аниме

- Не так давно было принято решение о создании детской киностудии. Какое кино для детей вы бы сняли в первую очередь?

- Начинать надо с малышей, потому что у ребят постарше, 10-12 лет, культура восприятия игрового кино напрочь отбита. Они смотрят аниме-сериалы и экранизации комиксов «с лучами из глаз». Культуру восприятия классического кино: с психологией, социальными отношениями, с опытом повседневности - нужно строить заново. И начинать стоит с малышей, потому что старшие от такого кино откажутся в пользу того, к чему уже успели привыкнуть.

Я бы начал с игрового сериала про идеальный детский сад. Серии по 10-15 минут: малышам больше не выдержать. За основу взять рассказы Носова, других классиков, например «Проделки Хитрюшкина» Нисона Ходзы. Через пару лет получим зрителей, готовых смотреть детское кино. А без этого всё закончится выброшенными деньгами, «распилом».

Превращение в черепки

- Какие предметы вы бы ввели в современной школе, дай вам волю?

- «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет». Предметов и так полно. Вот только большинство из них так преподаются, что лучше бы их не было. Например, литература. Она ужасна. Учебники читать невозможно! Они адресованы не детям соответствующего возраста, а вообще непонятно кому, чему. Видно, что написаны бездарными людьми, не ради детей, страны, а ради каких-то личных и корпоративных выгод.

Современная система образования всё живое, творческое, талантливое из себя выдавливает, изгоняет, внутри остаются карьеристы. Вот в чём трагедия. Такую систему какими предметами ни корми - всё превратится в черепки.

Я бы лучше не предметы ввёл, а школьные шкафчики для учебников, чтобы дети по шесть-семь килограммов на спине не таскали.

Не смотри в горшочек

- Какие современные книги для детей вы бы запретили?

- Я не очень интересуюсь современными книгами для детей. Пытался интересоваться, но понял, что можно расслабиться. Конечно, нынешние книги о половом воспитании, о физиологии вроде «посмотри, что у тебя в горшочке» не приветствую. По-хорошему, половое воспитание - это воспитание моделей социально-ролевого поведения (мальчик - сильный, девочка - скромная). А физиология - это то, как устроен человек, а не только то, что у него «в горшочке».

- Как бороться с детской жестокостью? Нужно ли, например, снижать возраст уголовной ответственности?

- Снижать надо пенсионный возраст. А с детей нужно снимать учебный стресс, сопровождающийся семейным, и предлагать как можно больше интересной деятельности. То есть бороться не с жестокостью, а с её причинами.

Я сторонник того, что образование должно быть интересным. В первую очередь интересным! А качественным уже потом. Ребёнок (большинство детей) каждое утро идёт в школу, как на казнь, у него отнято детство, чего же мы от него хотим?! Только ещё в тюрьму посадить?!

Знания - сила      

- Можно ли превратить современное юное поколение поклонников YouTube в читателей книг? Есть ли рецепты?

- Можно. Дети пытливы и любопытны. Рецепты? Прекратить уничтожать страну и её народ, направить усилия министерств культуры, образования, средств массовой информации на созидание, а не на «оптимизацию».

Вообще, сейчас что происходит? Не только у нас, но и в Европе, и в Америке происходит «оптимизация человечества». Создаётся генерация легкоуправляемых людей, полностью зависящих от тех социальных и технологических условий, в которые они поставлены. Людей без собственности, потому что обладание собственностью, даже коллективной, вынуждает заботиться о ней, бороться за её сохранение, а значит - следить за тем, что происходит вокруг, думать и делать выводы.

А главная собственность человека какая? Знания. Потому что у него можно отнять всё: деньги, дом, имущество, даже семью - только знания отнять нельзя. Знания и то, что он умеет делать с помощью этих знаний. Вот против знаний и ведётся борьба.

Согласно новой социальной инженерии, человек не должен разбираться в том, как устроен окружающий его мир, он должен просто нажимать на кнопки и «делать заказы в Интернете». В результате он не знает, как устроена политика, не знает, что хорошо, а что плохо для общества, не может бороться за свои интересы, интересы своих детей, своих близких. Он может только делать то, что предлагается делать. Платить налоги и штрафы, голосовать, как ему сказали в Интернете или по телевизору «хорошие люди», совершать покупки. Всё, больше от него ничего не требуется.

Читать? А зачем? Только для развлечения! Но развлекаться проще в телефоне, в мобильном Интернете.

Три кита смелости

- Как научить мальчика смелости?

- Я не психолог, только в самых общих чертах могу ответить. Несмелость порождается незнанием. В частности, незнанием того, что будет. Может, не порождается, но очень усиливается. Поэтому надо много объяснять и рассказывать, постепенно возвращаясь к этому: «Вот видишь? Всё так и было».

Ещё несмелость порождается неуверенностью в себе. Поэтому надо много хвалить. В том числе обязательно тогда, когда не хочется или когда ребёнок этого, по вашему мнению, не заслуживает. Восхищаться его достижениями и проявленными при этом личными качествами.

Ещё несмелость порождается несамостоятельностью. Как можно больше поручать сделать что-то самостоятельно (и пусть сделает не так и вам придётся переделать, всё равно надо похвалить, а в следующий раз показать, как это делается, - и раз, и два, и три).

Вот, пожалуй, три кита смелости: самостоятельность, уверенность в себе и знание, как устроен мир и какие последствия будут у твоих поступков и у поступков окружающих.

Досье
Лев ПИРОГОВ. Родился в Ставрополе в 1969 году. Публицист, главный редактор Издательского дома «Литературная учёба», детского журнала «Лучик». Автор книг «Хочу быть бедным», «Упирающаяся натура», «Первый после Пушкина».