«Сеять разумное, доброе, вечное» - так всегда говорили о миссии учителей. Однако в последнее время школу всё чаще сотрясают скандалы. Педагоги бьют учеников, те отвечают им тем же. Авторитет работника образования, как и его зарплата, крайне низок. Учителя вынуждены работать на 2-2,5 ставки, чтобы хоть как-то свести концы с концами. К чему привела реформа образования и что происходит последние деясть лет, корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала председатель краевой организации профсоюзов работников народного образования и науки Людмила Косарынцева.
Борьба за нагрузку
«АиФ-Красноярск», Татьяна Фирсова: Людмила Васильевна, в последнее время профсоюзы критикуют за мягкотелость, говорят, что общественная организация, призванная отстаивать интересы работника, потеряла все свои рычаги влияния и по сути сдала позиции.
Людмила Косарынцева: Отстаивать интересы работников сегодня стало гораздо сложнее, чем это было даже в 90-е годы. Тогда можно было организовать акции, провести забастовку, принятые решения направить властным структурам. На них отвечали, приглашали на встречи. Сейчас приходится искать другие пути: мы работаем в рабочих группах, в том числе и по системе оплаты труда, во всех комиссиях, связанных с системой образования, пишем обращения. Принимаем участие в краевых августовских совещаниях, где я открыто обозначаю проблемы. В прошлом году, зная, что грядёт реформа оплаты коммунальных платежей для сельских учителей, подняла этот вопрос на августовском совещании. Напомню, что бюджет полностью компенсирует их стоимость, но в правительстве готовилось решение урезать компенсацию до 1200 рублей, остальное педагоги должны были платить сами. Губернатор сказал, что изменений не будет. В этом году буду говорить об увеличении базовых ставок до 10 тыс. рублей.
Очень сожалею, что с нами общаются только представители Минфина, а глава региона на наши письма не отвечает. От чиновников, как правило, приходят ответы, что денег нет, зарплата увеличится с 1 октября на 4%, как в Российской Федерации. Буду писать в Минфин России, чтобы разъяснили, почему не разрешают Красноярскому краю решать проблемы педагогов, хотя это прерогатива исполнительной власти региона. Отстаивать интересы работников сложно ещё и потому, что многие подчас не говорят ни фамилию, ни имя, ни место работы, но просят и даже требуют принять конкретные меры. Думаю, одна из причин - боязнь потерять работу.
Зарплату хоть и небольшую, но всё-таки платят, задержек практически нет, однако от этого ситуация в лучшую сторону, на мой взгляд, не меняется. На селе, к примеру, трудоустроиться крайне сложно, тем более что постоянно сокращаются рабочие места. Поэтому люди за них и держатся, боясь потерять работу.
- Скажите, может ли учитель, который получает низкую зарплату, давать качественные знания?
- Если бы оплата труда педагога была выше, у него не было бы стремления брать по 2-2,5 ставки. Он бы работал на одну, и у него появилось бы время пройти курсы повышения квалификации, получить дополнительное образование. Тогда бы изменилось и качество преподавания. В нынешних условиях педагоги вынуждены бороться за нагрузку, всем хочется получать больше. Нередко приходится разбираться в ситуациях, когда учителя настаивают на увеличении часов. Хватит ли им сил, чтобы качественно подготовиться к уроку, - большой вопрос. Я бы назвала ещё одну связанную с нагрузкой проблему - профессиональное выгорание. На одну ставку сейчас выжить невозможно. С другой стороны, в школе не хватает кадров, сегодня в крае более тысячи вакансий.
Капкан средней зарплаты
- То есть чтобы получать зарплату, среднюю по экономике региона согласно указу президента, учителю нужно работать на 2-2,5 ставки?
- Средняя зарплата по экономике региона - это капкан, в который попали педагоги. Как её измерять - за ставку это или за две, нигде ведь не написано. Приведу цифры, которые говорят сами за себя. Доля сотрудников образования в крае с зарплатами выше 50 тыс. рублей - 10%, это в основном Крайний Север и Арктическая зона. 30% педагогов зарабатывают меньше: 15 тыс. рублей. Это учителя, работающие на одну ставку. К ним относятся преподаватели химии: часов этого предмета в школе мало.
За счёт стимулирующего фонда им доплачивают зарплату до минимально размера оплаты труда. Лишь 20% работников сферы образования могут похвастаться доходами, средними по региону, при средней нагрузке в 1,8 ставки. Зарплата учителя в центральном и южном районах края при такой нагрузке составляет в среднем 24 тыс. рублей. Так что за счёт Крайнего Севера поручение президента выполняется, однако каждый педагог не получает и никогда не получит такую зарплату.
- Какова роль вашей профсоюзной организации в решении вопроса по доплатам северных коэффициентов и надбавок к МРОТ после решения Конституционного суда?
- Это касалось зарплаты обслуживающего персонала. Мы, конечно, отстаивали интересы членов нашего профсоюза. Однако считаю, что тем самым квалифицированный и неквалифицированный труд в системе образования уравняли. Сейчас обслуживающему персоналу до минимального размера оплаты труда доплачивает бюджет края, а педагогам - из стимулирующего фонда образовательного учреждения. Руководители эти деньги направляют не на повышение зарплаты за проведение значимых мероприятий, а на выплату минималки.
Мы выиграли все суды по оплате обслуживающего персонала, но я была изначально против такого решения, потому что его надо было принимать вместе с увеличением базовых окладов педагогам. Сейчас он около 7 тыс. рублей. В большинстве сельских территорий уже нет и стимулирующих фондов, детей там немного, а деньги идут за учеником.
Учителя-вахтовики
- При формировании бюджета края всегда поднимается на щит тезис, что его львиная доля идёт на образование. Однако вы рисуете не такую уж и благостную картину.
- Деньги выделяются большие, и основная их часть идёт на фонд оплаты труда, но их катастрофически не хватает. Недаром сейчас идёт укрупнение школ, дошкольных организаций, вузов. Всё делается, чтобы оптимизировать расходы и привлечь больше средств. Но как провести реорганизацию в том же Туруханском районе, где учителя работают вахтовым методом, нанимаясь лишь на учебный год? Ситуация катастрофическая.
Если идти дальше на север, то там нет ни нормальных дорог, ни возможности возить детей. Нам удалось вместе с министерством образования убедить краевую власть повысить оклады водителям, которые возят ребятишек в школы. Они ведь тоже получают минималку, но при этом ответственность за безопасность перевозок повысилась многократно. Надеюсь, что уже в новом учебном году их зарплата станет больше.
Ообслуживающий персонал
- Что, по-вашему, лежит в основе конфликтов между учителями и их подопечными? Почему в школе появилась необузданная агрессия? Педагоги бьют учеников, те в ответ дерутся с учителями, родители тоже устраивают разборки в школе.
- Серьёзные проблемы, я считаю, начались, когда был принят закон «Об образовании» в 2012 году. В нём образовательный процесс назвали услугой. Теперь учителя, который много знает и может дать знания, воспринимают не как наставника, а как прислугу. Репетиторство в этом же ряду. Чтобы сдать ЕГЭ после окончания 11-го класса и государственную итоговую аттестацию после 9-го, родители нанимают репетитора - своего рода обслуживающий персонал. «Я вам привёл ребёнка, а вы должны его научить», - так считают многие родители.
Недавний пример в Солнечном: мама и бабушка посчитали, что их ребёнка недолюбливает учитель и попросили директора его уволить. Весь класс встал на защиту, но педагог не стала работать. Так мы теряем хороших учителей. Мне приходилось разбираться в разных ситуациях, но порой решение принимается одностороннее.
Образование помолодело
- Многие выпускники педагогического университета идут работать куда угодно, только не в школу. Кто придёт на смену педагогам, которые уйдут на пенсию?
- Не соглашусь с вами: ситуация меняется, сейчас в школе около 24% молодых педагогов. Есть, конечно, и старшее поколение, но средний возраст учителей - за 50 лет. Порядка 30% выпускников педуниверситета приходят в школу, практически все выпускники колледжей идут работать в образовательные учреждения. Здесь всё-таки стабильная зарплата, а в сельской местности - компенсация коммунальных услуг. Хотя квартиры учителям в сёлах не дают, каждый муниципалитет принимает решение самостоятельно: выплачивать подъёмные, выделять или не выделять жильё.