33-летний Никита Данилюк, преподаватель технологии школы № 151, победил в городском конкурсе «Учитель года - 2019». На его уроках дети имеют доступ не только к молоткам и станкам, но и к компьютерам и даже к 3D-принтерам.
Как с годами изменилась профессия «трудовика», стоит ли позволять детям в школах пользоваться гаджетами и что нужно сделать, чтобы профессия педагога стала более востребованной, учитель рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск».
Поделки на 3D-принтерах
Ксения Орлик, «АиФ-Красноярск»: Впервые учителем года в Красноярске стал преподаватель технологии. Раньше предмет назывался «Труды», и, кажется, он был несколько недооценён - многие родители считали его пустой тратой времени. Что изменилось?
Никита Данилюк: Действительно, о предмете «Технология» многие не знают. До сих пор думают, что остался урок «Труды», хотя много лет его не существует. Теперь на занятиях дети не просто делают поделки, но и осваивают общие принципы создания изделий. В процессе работы понимают, что всё, независимо от материала, производится по планам, графикам, чертежам и т. д. Ученики работают и на 3D-принтерах, и на фрезерных станках. Имеют доступ не только к молотку, но и к компьютеру. Мы живём во время пятого этапа индустриальной революции, где в производстве уже применяются роботы. Поэтому дети тоже должны осваивать навыки работы с ними. Технологии обучаются с 1-го по 8-й класс, старшие - на усмотрение школы.
- Как вы отметили, мы живём в век цифровых технологий. Некоторые учителя задают детям домашние задания в «Инстаграм», проводят видеоуроки и т. д. Не кажется ли вам, что злоупотребление гаджетами может привести к утрате социальных навыков, экранной зависимости, да хотя бы к проблемам со зрением?
- Не надо относиться к цифровизации плохо или хорошо, её нужно принять как должное. Интернет, соцсети - всё это у нас давно в карманах. Нужно работать с компьютерами, но объяснять школьникам, что есть культура использования гаджетов. Не говоря уже о культуре гейминга - игр. Современный учитель - это не тот, кто отказывается от новых методов в работе, а тот, кто не боится цифровизации и применяет её в преподавании. Взять последние пятнадцать лет. Всё изменилось: и окружающий мир, и школьники. Логично, что и учителя должны меняться. И не нужно верить стереотипам, что подрастающее поколение менее образованное, собранное и воспитанное. Оно просто другое. А другое не значит плохое.
Много негатива?
- Учителя стали более современными, но профессия педагога не кажется востребованной. И всё-таки некоторые молодые люди, как вы, идут работать в школу. Почему?
- Если взять средний возраст учителей по стране, наверное, это около 50 лет, что не так много. А мой пример показывает, что в 33 года учитель может уже состояться как профессионал. Почему идут работать в школу молодые учителя? Как говорят в обществе: «Наверное, дураки» (Смеётся). Учитель - это всё-таки призвание. А школа - больше, чем просто здание: люди, всё, что её окружает. Особенно это осознаёшь, когда тебе удалось поработать в других отраслях. Я трудился в разных направлениях, и в каждом из них доходил до определённой планки, добивался успеха. Был на руководящих должностях, имел свой достаточно крупный бизнес. В один момент захотелось попробовать поработать в школе, и понравилось. Здесь здорово, есть всё, что мне надо.
- Но реалии таковы, что в некоторых школах (особенно сельских) дефицит учителей, и тем, кто работает, приходится вести по шесть предметов. А кроме этого, заполнять кучу бумаг. Вы с какими проблемами сталкиваетесь?
- Я вижу, что пишут много статей и показывают сюжеты по телевидению про то, какие ужасные условия работы в школах, как тяжело учителям, какие сейчас плохие дети. Да, проблемы есть. Но также есть и позитивные истории, но о них говорят намного реже.
В сельской местности учителей меньше, но там, в принципе, и людей становится с каждым годом меньше. А в городах сейчас педагогов стараются освободить от лишней нагрузки, чтобы больше времени уделять обучению детей. Но и Красноярску есть куда двигаться. В плане качества образования самый успешный регион, конечно, Московская область. Там, к слову, работает самое большое количество мужчин в образовании. Если анализировать, почему там лучше, ответ банальный - выше зарплата. Там зарабатывают больше.
Прояви интерес к ребёнку
- Как вы реагируете, когда дети начинают качать права? Сейчас только попробуй повысить голос на ребёнка или дать подзатыльник - идут жаловаться родителям.
- Дети знают свои права, но не знают своих обязанностей. И учитель, и ребёнок должны понимать, что мы живём в правовом государстве. А для этого у детей есть родители, и они должны им это объяснять, должны воспитывать. Поэтому, когда школьник снимает на уроке учителя на видео без его ведома, он, может, и не знает, что тем самым нарушает закон и несёт определённую ответственность. Взрослые должны ему разъяснить.
По поводу строгости учителей скажу следующее. Время идёт, и с ним меняются формы воспитания. Может, раньше действительно были приемлемы строгие методы, но сейчас есть другие подходы. Подзатыльник - это лишнее. Нужно постараться обратить внимание на то, чем заинтересован ребёнок, быть с ним на одной волне. Тогда он будет слышать и уважать тебя.
Отношения с детьми - такой момент, который не объяснить на словах. Дело опыта или врождённое чувство. Когда меня спрашивают: «Как у тебя получается так здорово взаимодействовать с детьми?» - я не могу ответить, потому что это происходит само собой.