aif.ru counter
191

«Другие - не значит плохие». Учитель года о школьниках и методах воспитания

Статья из газеты: «АиФ на Енисее» №9 (1998) 27/02/2019

Ребята полюбили учителя за то, что он с ними на одной волне: знает любимые игры и не запрещает на уроках пользоваться телефонами.

Из архива Н. Данилюка / Из личного архива

33-летний Никита Данилюк, преподаватель технологии школы № 151, победил в городском конкурсе «Учитель года - 2019». На его уроках дети имеют доступ не только к молоткам и станкам, но и к компьютерам и даже к 3D-принтерам.

Как с годами изменилась профессия «трудовика», стоит ли позволять детям в школах пользоваться гаджетами и что нужно сделать, чтобы профессия педагога стала более востребованной, учитель рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск».

Поделки на 3D-принтерах

Ксения Орлик, «АиФ-Красноярск»: Впервые учителем года в Красноярске стал преподаватель технологии. Раньше предмет назывался «Труды», и, кажется, он был несколько недооценён - многие родители считали его пустой тратой времени. Что изменилось?

Никита Данилюк: Действительно, о предмете «Технология» многие не знают. До сих пор думают, что остался урок «Труды», хотя много лет его не существует. Теперь на занятиях дети не просто делают поделки, но и осваивают общие принципы создания изделий. В процессе работы понимают, что всё, независимо от материала, производится по планам, графикам, чертежам и т. д. Ученики работают и на 3D-принтерах, и на фрезерных станках. Имеют доступ не только к молотку, но и к компьютеру. Мы живём во время пятого этапа индустриальной революции, где в производстве уже применяются роботы. Поэтому дети тоже должны осваивать навыки работы с ними. Технологии обучаются с 1-го по 8-й класс, старшие - на усмотрение школы.

- Как вы отметили, мы живём в век цифровых технологий. Некоторые учителя задают детям домашние задания в «Инстаграм», проводят видеоуроки и т. д. Не кажется ли вам, что злоупотребление гаджетами может привести к утрате социальных навыков, экранной зависимости, да хотя бы к проблемам со зрением? 

Досье
Никита Данилюк. Родился в 1985 году. Окончил КГПУ, факультет физической культуры и спорта. Трудился на производстве, занимался бизнесом. С 2015 года работает учителем технологии. С 2017 года руководитель МО учителей Советского района, председатель жюри муниципального этапа ВсОШ. Победитель конкурса «Учитель года города Красноярска - 2019».

- Не надо относиться к цифровизации плохо или хорошо, её нужно принять как должное. Интернет, соцсети - всё это у нас давно в карманах. Нужно работать с компьютерами, но объяснять школьникам, что есть культура использования гаджетов. Не говоря уже о культуре гейминга - игр. Современный учитель - это не тот, кто отказывается от новых методов в работе, а тот, кто не боится цифровизации и применяет её в преподавании. Взять последние пятнадцать лет. Всё изменилось: и окружающий мир, и школьники. Логично, что и учителя должны меняться. И не нужно верить стереотипам, что подрастающее поколение менее образованное, собранное и воспитанное. Оно просто другое. А другое не значит плохое.

Много негатива?

- Учителя стали более современными, но профессия педагога не кажется востребованной. И всё-таки некоторые молодые люди, как вы, идут работать в школу. Почему?

- Если взять средний возраст учителей по стране, наверное, это около 50 лет, что не так много. А мой пример показывает, что в 33 года учитель может уже состояться как профессионал. Почему идут работать в школу молодые учителя? Как говорят в обществе: «Наверное, дураки» (Смеётся). Учитель - это всё-таки призвание. А школа - больше, чем просто здание: люди, всё, что её окружает. Особенно это осознаёшь, когда тебе удалось поработать в других отраслях. Я трудился в разных направлениях, и в каждом из них доходил до определённой планки, добивался успеха. Был на руководящих должностях, имел свой достаточно крупный бизнес. В один момент захотелось попробовать поработать в школе, и понравилось. Здесь здорово, есть всё, что мне надо.

- Но реалии таковы, что в некоторых школах (особенно сельских) дефицит учителей, и тем, кто работает, приходится вести по шесть предметов. А кроме этого, заполнять кучу бумаг. Вы с какими проблемами сталкиваетесь?

- Я вижу, что пишут много статей и показывают сюжеты по телевидению про то, какие ужасные условия работы в школах, как тяжело учителям, какие сейчас плохие дети. Да, проблемы есть. Но также есть и позитивные истории, но о них говорят намного реже. 

В сельской местности учителей меньше, но там, в принципе, и людей становится с каждым годом меньше. А в городах сейчас педагогов стараются освободить от лишней нагрузки, чтобы больше времени уделять обучению детей. Но и Красноярску есть куда двигаться. В плане качества образования самый успешный регион, конечно, Московская область. Там, к слову, работает самое большое количество мужчин в образовании. Если анализировать, почему там лучше, ответ банальный - выше зарплата. Там зарабатывают больше.

Прояви интерес к ребёнку

- Как вы реагируете, когда дети начинают качать права? Сейчас только попробуй повысить голос на ребёнка или дать подзатыльник - идут жаловаться родителям. 

И в 33 года учитель может состояться как профессионал. Фото: Из личного архива/ Из архива Н. Данилюка

- Дети знают свои права, но не знают своих обязанностей. И учитель, и ребёнок должны понимать, что мы живём в правовом государстве. А для этого у детей есть родители, и они должны им это объяснять, должны воспитывать. Поэтому, когда школьник снимает на уроке учителя на видео без его ведома, он, может, и не знает, что тем самым нарушает закон и несёт определённую ответственность. Взрослые должны ему разъяснить. 

По поводу строгости учителей скажу следующее. Время идёт, и с ним меняются формы воспитания. Может, раньше действительно были приемлемы строгие методы, но сейчас есть другие подходы. Подзатыльник - это лишнее. Нужно постараться обратить внимание на то, чем заинтересован ребёнок, быть с ним на одной волне. Тогда он будет слышать и уважать тебя.

Отношения с детьми - такой момент, который не объяснить на словах. Дело опыта или врождённое чувство. Когда меня спрашивают: «Как у тебя получается так здорово взаимодействовать с детьми?» - я не могу ответить, потому что это происходит само собой.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Почему в Красноярске хотят депортировать старовера из США?
  2. Чем коровы из Чехии лучше российских?
  3. Почему в роддом не пускают с цветными ногтями?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Как вы считаете, стоит делать прививки ребёнку?