В Красноярске не утихает скандал, героями которого стали молодая учительница английского языка и две восьмиклассницы. Во время урока педагог набросилась на учениц: таскала за волосы и била головой о парту. В результате у детей ушибы на лице, у одной девочки лёгкое сотрясение мозга.
Волна насилия прокатывается по российским школам не первый раз. Конфликты происходят как в крупных городах, так и в маленьких деревнях. Что становится причиной агрессии педагогов и как предотвратить профессиональное выгорание, выяснял «АиФ-Красноярск».
«Била головой об парту»
Как известно, страсти кипят в школах постоянно: баловство, непослушание детей, трудный возраст подростков - такое выдержит далеко не каждый взрослый человек. Но, к сожалению, регулярно происходят случаи, когда педагоги позволяют себе поднимать руку на детей. Последнее ЧП произошло накануне в Красноярске в гимназии № 151.
Это образовательное учреждение всегда считалось образцовым. Педагоги гимназии становились учителями года в Красноярске, многие ученики неоднократно выигрывали всероссийские конкурсы и олимпиады.
Инцидент произошёл на уроке английского языка в восьмом классе. Молодая учительница не смогла навести тишину и сорвалась на учеников. Она набросилась на школьницу и вцепилась ей в волосы. За девочку попыталась вступиться одноклассница, но педагог накинулась и на неё. Женщина несколько раз ударила ребёнка головой о парту. На видеозаписи, которую выложили школьники в соцсети, слышны крики девочек. Часть шокированных одноклассников сидели молча, другие из-под парты снимали происходящее на телефон.
В итоге одна девочка получила лёгкое сотрясение мозга, другая - ушибы. Родители и администрация школы сразу же написали заявление в полицию. Они вместе со следователями проводят расследование.
«В настоящее время предстоит выяснить, не было ли в действиях учительницы признаков преступления, предусмотренного статьёй 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних», а также статьёй 293 «Халатность», - сообщили в пресс-службе краевого Следственного комитета. Так или иначе, за такой «срыв» учительницу могут посадить на два года и крупно оштрафовать.
Дети сами провоцируют?
Педагог два года работала в школе, была «тихой, скромной, незаметной». Жалоб на молодую учительницу в администрацию школы не поступало. Именно так характеризуют её в образовательном учреждении. Её поведение стало полной неожиданностью и для них.
«Мы отправили сообщение в полицию, в главное управление образования, поставили в известность родителей. По результатам служебного расследования учитель уже уволен. Дальнейшую меру ответственности определят правоохранители», - прокомментировала ситуацию и. о. директора школы №151 Ирина Боринских.
Несмотря на то что конфликты в школах не редкость, поведение педагога сложно оправдать. Возможно, поэтому коллеги той самой жестокой учительницы английского языка соглашаются комментировать ситуацию только анонимно. Так, по словам сотрудника школы, ученицы «довели» женщину. Якобы они уже не первый раз терроризировали учителя и игнорировали её замечания.
«Я согласен, что педагог повела себя непрофессионально и заслуживает наказания, но только справедливого. Учитель должен быть стрессоустойчивым, и никакая ситуация не должна его выводить из себя. Но в соцсетях сами одноклассники пострадавших девочек признались, что в конфликте виноваты обе стороны», - поделился с нами собеседник.
Физрук без правил
Конфликты «ученик - учитель» были всегда и будут существовать вечно. Хотя, казалось бы, за долгие годы можно было научиться управлять своими эмоциями. Но практика показывает, что люди становятся только жёстче и принципиальнее.
Так, в 2013 году в Абанском районе 23-летний учитель физкультуры избил двух учеников 14 и 15 лет. Поводом для разборок с кулаками стало то, что один из школьников в раздевалке спортзала уронил санки. За это учитель ударил ребёнка кулаком в грудь. В тот же день товарищ обиженного школьника посоветовал ему написать заявление в правоохранительные органы. Узнав об этом, учитель отпинал «заступника». Учителя тогда уволили, а за избиение учеников он заплатил штраф 15 тыс. рублей.
Ещё один подобный случай произошёл в 2016 году в Красноярске. В одной из школ Советского района учитель физкультуры ударил семиклассника в живот и по голове. С травмами мальчик попал в больницу. Как и в других случаях, ребёнок весь урок баловался и не реагировал на неоднократные замечания учителя. Сначала педагог отправил непослушного ученика до конца урока в раздевалку, но тот не послушал его. Тогда мужчина применил в отношении ребёнка физическую силу.
Зимой этого года через социальные сети к следователям обратился 17-летний ученик техникума промышленного сервиса. Он рассказал, что возвращаясь после учёбы домой, упал и сломал указательный палец на руке. Ходил на занятия с забинтованным пальцем, не мог быстро писать. Как-то на уроке он вступил в словесную перепалку с учителем. «Женщина, желая вывести подростка из аудитории, специально сильно схватила его за руку, повредив ещё сильнее ранее сломанный палец», - сообщили красноярские следователи. Сейчас правоохранители проводят проверку, вина преподавателя официально не доказана. Но то, что педагог не смогла успокоить возбуждённого ученика без применения физической силы - факт.
По мнению специалистов, учителям нужна эмоциональная поддержка и хвала со стороны школы и родителей. А в наше время не только дети, но и их родители стали меньше уважать учителей и больше «качать права». Не говоря уже о детях из проблемных семей, где понятие «уважение» - это что-то из области фантастики.
Мнение эксперта
Уполномоченный по правам ребёнка в крае Ирина Мирошникова:
- За последние несколько лет действительно наблюдается увеличение количества обращений по конфликтным ситуациям в школах и детских садах. Причин тому несколько. Порою родители приносят в учебное заведение своё заведомо негативное отношение. Бывает, что сотрудники образовательных учреждений, стремясь как-то урегулировать негативную ситуацию, но не имея для этого достаточного опыта, только усугубляют её. Я отмечаю, что педагогам не всегда хватает компетенции грамотно работать с конфликтами, с родителями. Здесь важен диалог школы и родителей в интересах ребёнка.
Среди обращений по вопросам конфликтных ситуаций можно выделить жалобы на гиперактивных детей. Хорошо, когда школа и родители вместе решают проблему и у школы нет желания просто избавиться от такого ученика, а родители соглашаются на прохождение ребёнком психолого-медико-педагогической комиссии. Мы со своей стороны всегда стараемся подвигнуть родителей на это, разъясняем, что это не приговор ребёнку, не диагноз, и заключение ПМПК не означает в будущем наличие у ребёнка проблем по линии психиатрии. Для родителей это рекомендации по коррекции поведения и обучения ребёнка, и право родителей - воспользоваться ими или нет. Но в интересах ребёнка лучше прислушаться к рекомендациям специалистов, потому что потом всё может вылиться в проблемы, которые будут уже неразрешимы.
Рассматривая обращения, мы сами участвуем в разрешении таких конфликтов. Ходим на уроки и наблюдаем за поведением ребёнка. Видим, что он в третьем классе может позволить себе во время урока встать, взять бутылку кока-колы, пройти по классу, похлопать всех ребят по голове, сесть спиной к доске, лицом к классу на пол, передразнивать учителя и так далее. Педагог не знает, что с этим делать. У учителя ещё 25-30 учеников, урок идёт, ребята уже научились не реагировать. Но такое поведение ребёнка - нарушение прав других детей, сидящих в классе. А со стороны родителей - нарушение прав ребёнка, который не получает медицинской и педагогической помощи.
Часто бывает сложно убедить родителей следовать рекомендациям. Мама и папа требуют перевести ребёнка в другой класс, в другую школу, считая, что проблема - в конкретном учителе и одноклассниках. Но если такому ребёнку сменить обстановку, лучше не станет.