Примерное время чтения: 7 минут
921

«Ребенок пропал в интернете». Детский психолог о вреде и пользе гаджетов

«АиФ на Енисее» № 20 (1905) 17/05/2017
Часто вместо живого общения и прогулок с друзьями, подростки все свободное время «зависают» в интервенте.
Часто вместо живого общения и прогулок с друзьями, подростки все свободное время «зависают» в интервенте. www.globallookpress.com

В одной из красноярских школ запретили пользоваться мобильными телефонами и гаджетами, потому что дети перестали писать сочинения и решать задачи самостоятельно, они просто скачиваю их в интернете.

В последнее время много споров о пользе и вреде гаджетов. С одной стороны, это возможность расширить границы своего мировоззрения, но с другой - безграничные возможности могут сыграть злую шутку с некрепким детским сознанием: интерес к ним может перейти в серьёзную зависимость. О том, как она возникает и к чему может привести, корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказал клинический детский и подростковый психолог Инна ДРАЧЁВА.

Игра с жизнью

- Зависимость формируем мы, взрослые, когда разрешаем ребёнку смотреть мультфильмы дольше, чем нужно, и даём ему компьютер раньше, чем он научился ходить, при этом радуемся: какой умный. Если подросток сидит дома перед компьютером - спокойны, зато не ходит где попало. Но не задумываемся, что ресурс нервной системы истощается очень рано. Много на себя берут глаза, все отделы головного мозга работают с тройной нагрузкой. Ребёнок становится очень возбудимым, ранимым, плаксивым, ведомым, не умеющим выстраивать социальные связи, иерархию отношений в коллективе со своими сверстниками. В результате такие дети оказываются в аутсайдерах, не умеют выживать. Но не во всём виноваты родители. В школах с первого класса заводят странички в социальных сетях, туда скидывают задания, электронные дневники. А если ребёнок попал в Интернет, то природный интерес подтолкнёт его пойти дальше по ссылкам, а там уже неизвестно, куда заведёт сетевая паутина.

Но я не говорю, что детей надо совсем ограждать от Интернета - нужно знакомить с ним постепенно, объясняя, куда можно заходить, а куда не стоит, и почему - так же, как с едой, чтением, письмом, правилами дорожного движения. Многие родители этого не делают, потому что сами не умеют. Если хочешь, чтобы твой ребёнок был в безопасности, учись и учи ребёнка, а не жди, пока он сам узнает и станет зависимым... И чем раньше это произойдёт, тем сильнее в его сознании обесценятся человеческие отношения и жизнь вообще. Раньше в фильмах, если человека убивали, то он умирал сразу, а сейчас 3Д-эффекты, супергерои, которых убивают, а они встают и идут. В играх даётся три жизни. Популярны стали эзотерические программы, где рассказывается о жизни после смерти. И ребёнок перестаёт воспринимать смерть как конец жизни, он воспринимает её как игру.

- Именно на этом сыграли те, кто придумал игры с жизнью, из-за которых прокатилась волна суицидов? Кому нужно вот так целенаправленно уничтожать детей?

- Это политические игры. Русские изначально считались непобедимым народом. Нас бьют - мы выходим победителями. Это было во время войн, и это происходит сейчас. Нас невозможно истребить бомбами, терактами и т. д., но самое лучшее оружие - это паника. Подростки - лишь цепочка в уничтожении нации. За последние годы маленькие дети стали чаще болеть или рождаться больными, количество инвалидов среди детей увеличилось в несколько раз. Стало больше страдающих депрессиями, неврозами, зависимостями, люди стали менее стрессоустойчивы. Они не уверены в завтрашнем дне. Они все в кредитах, у них ненормированный рабочий день, произошёл сдвиг цели. Если взрослые ситуацию оценивают более-менее адекватно, то подростки - самая незащищённая, внушаемая часть общества.

Не надо запугивать

- Только после трагических случаев в школах задумались о профилактике. Почему раньше этого не было?

- Между профилактикой и пропагандой очень тонкая грань. Желая от чего-то оградить, можно наоборот разбудить любопытство. Профилактикой должны заниматься как минимум психологи. Ребёнку нужно объяснять, но делать это аккуратно, под предлогом, что это мусор, там может быть вирус и прочее. Но для этого у подростка должен быть авторитет, кому он может рассказать о том, в чём сомневается.

- Как родителям защитить детей от совершения необдуманных поступков?

- Наша задача - научить их, дать опыт, моделировать трудности. А у нас сейчас родители наоборот всячески ограждают ребёнка от трудностей. Ко мне приходят девочки, которым в 14 лет не разрешают зимой выйти в семь вечера погулять: темно и страшно. Но сейчас не страшнее, чем в те же 90-е, когда на улице днём стреляли, в ночных клубах насиловали и убивали. Но ведь выросли. Нельзя детей от всего отгородить, нужно их в этом правильно растить, а мы из них делаем параноиков. Когда у ребёнка уровень страха достигает предела, наступает бесстрашие. В психиатрии это называется точкой невозврата. Ребёнок перестаёт бояться собственной смерти, начинает ею манипулировать.

Бабушкина энергия

- Психологи говорят, что мужчины менее устойчивы к стрессу и зависимостям. С мальчиками так же?

- В прошлом году из 200 попыток самоубийства 23 закончились смертью, 17 погибших - мальчики. Девочки более эмоциональны, сегодня они могут сказать одно, а завтра передумать. А вот у мальчиков грань между попыткой и тормозами очень размыта. Они считают своим долгом идти до конца. При этом как мы воспитываем мальчиков? «Ты мужик, ты должен держать своё слово». Но забываем объяснить, что это не ко всему относится. Так же, как драться нельзя, а защищать слабого нужно.

Мужчины больше подвержены стрессу, зависимостям, они мыслят более категорично: либо чёрное, либо белое, их очень сложно переубедить, в большинстве случаев они консервативны, более привязываются к вещам, реже меняют место жительства, менее общительны. Психологически они во многом проигрывают женщине. В стрессовой ситуации женщина благодаря материнскому инстинкту действует, а мужчина впадает в ступор. Кроме того, из-за своей тревожности женщина прокручивает в голове разные ситуации, фактически проживая в них, и это помогает ей выживать.

- Чтобы помочь нашим детям, надо меняться самим. С чего начать?

- Не поддаваться соблазнам. Не тратить больше, чем мы зарабатываем, не делать необдуманных вещей, не переспав с этой идеей. Родители должны научиться нажимать на тормоза.

Нужно следить за своим уровнем стрессоустойчивости, не перегружаться и правильно сбрасывать напряжение. Очень многие, уходя с работы, приносят негатив домой, из дома - на работу. Если родитель устал, раздражён и может впасть в гнев, подросток это чувствует и подсознательно уходит от общения. Но дети только с 10-12 лет начинают отдаляться. Малыши до 3-5 лет наоборот нас заряжают. Потом ребёнок находится в энергетическом балансе, он и не дающий, и не питающийся. А в подростковом возрасте ему нужна наша энергия - он отдаёт её во вне, в обществе, но должен заряжаться ею в семье. А когда нам дать нечего, просто не подходит. Он не задаёт вопросов, не рассказывает о себе.

На родителей подростков ложится двойная ответственность: он должен зарядить себя и своё дитя. Хорошо, если есть бабушка с дедушкой, они чаще всего находят контакт с внуками - не потому что реже встречаются, не потому что балуют или ребёнок любит их больше. А потому, что они находятся на той же энергетической волне, что и маленькие дети, это уже учёными доказано. Бабушки восполняют душевную пустоту, у них нет бешеного ритма жизни, они не так загружены и уже не гонятся за экономическим и социальным статусом. Они более свободны.

Досье
Инна Драчёва родилась в 1980 году в Красноярске. Окончила Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярский государственный медицинский университет им. Войно- Ясенецкого. Нейро- психолог, специалист по детскому и подростковому развитию, семейный консультант. Член Ассоциации практических психологов ГИПНАРТ. Замужем, двое детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах