«Достало всё!» Почему подросток ничего не хочет и как его мотивировать?

70% ребят, стоящих на учёте в полиции, не посещают дополнительные секции, кружки, клубы по интересам. © / pixabay.com

«Наш-то из «художки» ушёл, – жалуется бабушка Лёши М. на своего пятнадцатилетнего внука. – Толку от него, как от козла молока. Помочь попросишь по дому, в ответ: «Сейчас», – и час-два можно ждать, если не прикрикнешь. В школе на тройки съехал. Но у матери больше сил нет над тетрадками с ним корпеть. С первого класса сидела, хватит. Висит в своём телефоне круглые сутки и ничего больше не хочет. Как он будет дальше жить?»

   
   

В чём причина?

Часто родители думают, что в основе подростковой лени лежит нездоровая увлечённость гаджетами. Но психолог, педагог-психолог высшей категории Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Нина Костина считает, что за ленью могут скрываться совершенно другие причины.  Например, повышенные требования со стороны взрослых. Не отставать по оценкам от лидеров класса, быть лучшим в спортивной команде, содержать комнату в идеальной чистоте… У ребёнка может не быть таких потребностей. Но они есть у родителей, а реализовывать их должен почему-то подросток.

До переходного возраста, пока авторитет родителей непоколебим, дети готовы быть для них лучшими. Но со временем акценты смещаются в сторону друзей. Взрослые перестают казаться центром мира – и в ответ на их «Должен!» уже не так страшно сказать резкое «Нет!».

– Гормональные изменения тоже создают условия для культивирования отрицательных эмоций, поэтому подростковое «Не хочу!» нередко приправлено гневом, злостью, раздражением и показным презрением. Характерная для переходного периода эмоциональная неустойчивость влияет на поведение даже всегда послушных, привыкших к правилам и распорядку ребят. Они вдруг могут взбунтоваться, сами того не желая и не до конца понимая, зачем им этот протест. Им кажется, что рушится мир. А организм в это время просто проводит ревизию эмоций: радость – грусть, интерес – чувство опустошённости, восторг – ярость, – говорит психолог.

Первые шаги во взрослую жизнь связаны и с перестройкой двигательного аппарата.

– У многих детей в предподростковом-подростковом периоде происходит резкий скачок роста, и из-за быстрых изменений они теряют былой уровень контроля над телом. По этой причине дети, регулярно занимавшиеся спортом ранее, как бы откатываются назад, и им сложно с этим смириться: кажется, что перспектив больше нет и нужно всё бросать, – говорит фигуристка, тренер по фитнесу и танцам Татьяна Шиповалова. – Ребята, не имевшие опыта регулярных занятий, часто отказываются от идеи заняться физкультурой: «это неинтересно». А реальная причина может лежать в комплексах из-за изменений на уровне тела.

   
   

Само пройдёт?

Пройдёт? Безусловно. Самый сложный из возрастных кризисов, переживаемых человеком, имеет своё начало и конец. Но хорошо, если родители переключат внимание с вопроса, когда уже пройдёт, на вопрос, как пройдёт. Ведь в этот эмоционально-взрывной период ребёнку легко попасть в происшествия, которые могут обернуться и травмами, и проб­лемами с полицией.

Взрослые не в силах повлиять на физиологические изменения, происходящие с их подростком. Но именно они могут подсказать ему, как управлять новым телом – с его непривычными перепадами настроения и резкими реакциями. Могут и… должны. Даже на уровне закона.

– Не стоит забывать, что за все действия, которые осуществляет ребёнок до восемнадцати лет, ответственность несут также и родители, – рассказывает начальник отдела по делам несовершеннолетних МУ МВД России «Красноярское» Наталья Пивоварова. – В кодексе об административных правонарушениях есть статья «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Если подросток совершает правонарушение или преступление, обязательно в отношении родителей проводится проверка и решается вопрос о привлечении их к ответственности. В уголовном законодательстве ответственность за кражу, грабёж, угон транспортного средства наступает с четырнадцати лет. Это должны знать и родители, и дети.

По словам Натальи, около 70% ребят, стоящих на учёте в полиции, не посещают дополнительные секции, кружки, клубы по интересам. На вопрос, почему подросток ничем помимо школы не занят, родители отвечают, что он уже большой. Но возраст и ответственность, к сожалению, разные вещи. Возраст приходит сам. А ответственность нужно формировать – постепенно и целенаправленно.

По факту же часто бывает, что родители в течение многих лет всё делают за ребёнка, а то разобьёт, прольёт, забудет, не справится. К подростковому возрасту взрослые устают бегать за чадом и делегируют ему ответственность разом за все сферы.

– Их тоже можно понять, – говорит Наталья. – У них своя, взрослая жизнь, им хочется заработать побольше, чтобы своему ребёнку побольше дать. Но важно и подростка научить быть занятым полезным делом.

Что делать?

Итак, по закону родители обязаны до восемнадцати лет воспитывать своего ребёнка, давать ему образование, заботиться о его здоровье, поведении и нравственном развитии. При этом подростки весьма болезненно относятся к такому вмешательству в свою жизнь. Как быть?

Нина Костина рекомендует набраться терпения и захотеть услышать ребёнка. Взрослые часто не удовлетворяют потребности детей во внимании, понимании, признании, принятии, и те замыкаются в себе. Важно постараться, как бы ни было сложно, выстроить отношения, основанные на доверии. А для этого нужно поработать над собой, ведь родителям из-за шаблонных программ самим бывает сложно посочувствовать ребёнку или сказать: «Я сожалею».

– Я бы начала с ребёнком доверительную беседу. Без упрёков, угроз и указов, – говорит Нина Александровна. – Можно воспользоваться техникой тактичных вопросов: спросить подростка, чего бы ему хотелось, в чём он испытывает потребность и что он может. На стыке «хочу», «могу» и «надо» появятся варианты решения проблемы.

Переходный возраст меняет и статус ребёнка: из «солдата», выполняющего команды, он превращается в друга, с которым можно и нужно договариваться. С помощью договора отлично регулируются и время, проводимое с гаджетами, и обязанности по дому и учёбе.

Например, родители договариваются с подростком, что в день он играет с планшетом полтора часа, занимается уроками три часа и помогает по дому один час. Если за неделю ребёнок выполняет взятые на себя обязательства, можно его поощрить дополнительными 30 минутами планшета в субботу. Если не выполняет, на следующей неделе сократить будничное время с гаджетом до одного часа в день.

Интерес к урокам повышают совместное (хотя бы по 15–30 минут в день) разгадывание шарад, решение логических задач, особенно если внести в этот регулярный процесс соревновательный момент: «Кто быстрей? Ты или я?». Хорошо работает обсуждение прочитанного вместе рассказа, планирование. Привыкая к совместной с взрос­лыми позитивной деятельности, чувствуя их искреннюю заинтересованность в своей жизни, подросток постепенно начинает скидывать броню из отрицания и лени.

– У сына был период, когда он ничего не хотел, бросил плавание, английский, – вспоминает Наталья Пивоварова. – Я решила не давить на него, а немного схитрить. Стала просить о помощи. «Проводи меня, пожалуйста, на Столбы. А то как я одна? Не дай бог что случится». «Поедем вместе на велосипедах, а то вдруг у меня колено снова заболит, а помочь будет некому». Сын сначала нехотя соглашался – только из-за того, что надо помочь. А потом вошёл во вкус, стал с друзьями ходить в походы, кататься на роликах, коньках. И однажды, года через полтора-два, сказал: «Я, наверное, вернусь в плавание». И вернулся!

– Когда подросток хочет бросить спорт, родителям важно нащупать точки мотивации, – считает Татьяна Шиповалова. – Кого-то из детей мотивирует соревновательный эффект, кого-то – призы. Нужно перебрать все возможные способы и найти тот, который сработает с вашим ребёнком.

Нина Костина добавляет, что не страшно и вид спорта сменить, ведь результаты будут там, где есть искренний интерес. А он есть у каждого подростка. Главное, захотеть его разглядеть и найти на это время.