Психологи дали миллион советов по воспитанию детей. Как правило, они фундаментальные, сложные, но только не все взрослые умеют планомерно и долгосрочно идти к результату, им нужно прямо сейчас и сразу сделать своего ребёнка счастливым. О том, как эффективно и незамедлительно дать ему перспективы вырасти счастливым взрослым, рассказала клинический психолог Мария Скоробогатова.
Кто имеет право на чувства?
Абсолютно счастливый ребёнок – картина страшная, он ведь может сказать: «Хочу мультики неделю смотреть без перерыва!» – или в доме может поселиться слон, а может, он захочет для полного счастья прыгнуть со шкафа с зонтиком. Ни один родитель на это не пойдёт. Да и мам с папами тоже жалко, ведь с ног собьются, исполняя желания любимого чада. Вывод напрашивается сам собой: иногда и погрустить полезно.
Счастливый человек имеет право ошибиться, передумать, быть неудобным окружающим, не соответствовать чьим-то ожиданиям. Если бы взрослые это понимали, вокруг было бы гораздо больше счастливых людей. Есть разные дети: с моторной неловкостью, гиперактивные, которые не могут сидеть на месте, эмоциональные. И если ребёнок плачет, это совсем не значит, что родитель, который не может его успокоить, плохой, просто дети тоже имеют право чувствовать: грустить, например.
Почему родители не понимают?
В первую очередь счастливый ребёнок тот, кто находится в безопасности рядом со своими взрослыми. Если он увидит, что мама или папа не могут его защитить, в нём проснётся страшная неуверенность, и доверительным отношениям придёт конец. И отсюда уже можно плясать в сторону секретов от мамы и папы, что может стать причиной серьёзных проблем.
У ребёнка должна быть возможность сказать и быть услышанным – это и есть прямой путь к счастью. Он должен иметь возможность прийти и рассказать о своей проблеме, получить помощь в её разрешении и понимание со стороны взрослого: надо не ругать, а выслушать. Тут с реакцией мамам и папам лучше не перегнуть и действительно посочувствовать ребёнку, если он переживает. Нам хорошо знаком случай из детства, если не у всех, то у многих он был: разбил коленку, но домой не пойду, потому что отругают и больше не отпустят гулять, или «за двойку меня убьют». Конечно, никто никого не убивал, но мы боялись расстроить родителей: очевидно, такие реакции они выдавали. Ругая детей за их эмоции, мы сами учим их неадекватности, они не могут потом разобраться в том, что чувствуют.
Когда «спасибо» окрыляет?
Всё, как в пирамиде Маслоу. Если ребёнок не испытывает недостатка в сне, пище, одежде, если порядок со здоровьем, его безопасности ничто не угрожает, о нём заботятся и поддерживают, когда он расстроен, возникает потребность в уважении и признании. Чтобы и здесь он чувствовал себя счастливым, обязательно хвалите его – это секундное дело, зато как настроение улучшится!
Как обуздать эмоции?
Дети бывают разные. Ребёнка нужно научиться чувствовать. Очень часто за агрессией стоит страх, он от чего-то вынужден защищаться. За капризами может скрываться злость или сильная грусть от того, что что-то невозможно, и часто родители не могут это дифференцировать. Тут нужно уже приложить небольшие усилия и хорошо подумать, почему ребёнок выдаёт негативные реакции. Если вы поняли, что он плачет из-за того, что что-то невозможно (например, привести домой слона), посочувствуйте ему, попереживайте вместе с ним, позвольте ему это пережить. Дети должны сталкиваться с чем-то невозможным, скажите ему: «Да, так бывает. Не всё, что ты задумал, будет получаться, и это нормально. Это совсем не значит, что ты какой-то плохой».
Ну и для полного счастья ребёнку нужно обуздать свои эмоции. Важным навыком в будущем для него станет адекватное соизмерение силы эмоции. Например, если у него отобрали игрушку, а он в ответ укусил обидчика, следует объяснить, что произошло, а не ругать. Правильно: «Ты очень разозлился, у тебя забрали машинку, и поэтому ты укусил. Давай ты попробуешь говорить, если тебе что-то не нравится». Так мы учим ребёнка нормальной реакции. Зачастую дети просто не понимают, как они должны поступить, правильное поведение надо проговаривать. Обычно взрослый просто ругает малыша: «Ах ты, какой нехороший, кусаешься!» – при этом нет инструкций, как поступать.