В краевой столице насчитывается десять мест погребения, однако плановые захоронения идут только на одном — так называемом новом Шинном. Появление 11-го кладбища, проанонсированное главой Красноярска Сергеем Верещагиным, выглядит на этом фоне утешительной новостью для города-миллионника.
Но есть деталь, пугающая красноярцев: мест на новом погосте, по предварительным данным, может хватить всего на десять лет. Жители с волнением обсуждают ситуацию и сетуют на отсутствие крематория.
На бывших сельхозземлях
Новое кладбище, согласно плану, будет находиться на территории Солонцовского сельсовета: в районе ул. Кразовской и Енисейского тракта. Разместится оно на двух смежных участках площадью 77 га.
Ранее эти земли имели статус сельскохозяйственных. В категорию разрешённых для погребения их перевели после удовлетворения краевым Минсельхозом соответствующего запроса со стороны городской администрации.
Как сообщили в мэрии, часть территорий Солонцовского сельсовета могла перейти в разряд выделенных под кладбище ещё в 2022-м году, но тогда в ходатайстве было отказано — генеральный план сельсовета не предусматривал смены категории земель. Вопрос повторно подняли и решили после изменений, внесённых в генплан в 2025-м.
«Вся необходимая планировочная документация разрабатывается. Рассчитываем при одобрении городского Совета завершить процесс в течение этого года. После чего территория будет передана нашим службам для организации мест захоронения», — рассказал Сергей Верещагин в своём официальном Telegram-канале, добавив, что по оценкам специалистов, новое кладбище «закроет потребность» на 10-12 лет.
Такие прогнозы вызвали в обществе беспокойство. Обсуждая новость в городских пабликах, красноярцы пишут, что масштабы и скорости захоронений ужасают.
И гробы, и урны
В департаменте городского хозяйства и транспорта корреспондента krsk.aif.ru заверили: несмотря на то, что плановые погребения сейчас идут на одном городском кладбище, захоронения на остальных тоже реальны.
«В Красноярске не может сложиться такой ситуации, что человек умрёт, а похоронить его будет негде, — сообщила специалист по связям со СМИ департамента Светлана Трушкова. — Помимо плановых мест на новом Шинном кладбище есть возможность погребения на остальных. Например, при наличии семейного или родового захоронения: кто-то изначально оформляет участок на кладбище не на одно место, а, допустим, на три, на два. На два — это вообще почти ежедневная практика».
Сотрудник департамента рассказала и ещё об одном варианте захоронения: «могила в могилу». Спустя 15 и более лет с момента погребения умершего к нему можно подзахоронить ушедшего в мир иной родственника. Что касается брошенных могил — они навсегда остаются собственностью близких покойника. Поэтому, даже если люди уехали из города и не могут больше следить за могилой, нельзя подзахоронить в неё чужого семье человека.
По словам Светланы Трушковой, в Красноярске каждый год хоронят около 12-ти тысяч человек. Но за всё время никогда не было прецедентов, чтобы «кому-то не хватило места». Тем более что с 2023-го года на кладбищах города предусмотрен и вариант погребения урн с прахом — после получения соответствующего разрешения. Места для такого захоронения нужно немного: 0,8 метра на 1 метр.
Крематорий построят?
Прах умерших родственников красноярцы привозят на родную землю даже из других стран. Но чаще — из Новосибирска или Новокузнецка, куда сначала увозят тела на кремацию. В краевом центре крематория пока нет, и вопрос с его строительством остаётся открытым.
Как рассказала сотрудник департамента градостроительства Олеся Костюкова, разрешение на возведение крематория в районе кладбища Бадалык было выдано 15-го августа 2024-го года одной из частных компаний города. Документ действителен в течение двух лет. По истечении этого периода при необходимости заявитель может обратиться в департамент повторно.
Корреспондент krsk.aif.ru обратился в компанию, получившую разрешение на строительство, с вопросом: когда объект будет построен и введён в эксплуатацию. Но на момент написания данной статьи ответа не получил.
На сайте фирмы сообщается, что пока задачи, связанные со строительством крематория, находятся на стадии решения, компания заключила договор по оказанию услуг кремации с одной из новосибирских организаций. Среди горожан, безусловно, есть те, кто пользуется этой возможностью и отправляет тела покойных родственников за сотни километров, чтобы они вернулись в виде праха. Но о массовом спросе речи не идёт: стоимость транспортировки, а также всех необходимых процедур исчисляется десятками тысяч рублей. Позволить себе такие суммы может далеко не каждый.
Для красноярцев же тема с постройкой в городе сооружения для кремации давно входит в разряд «больных» и не терпящих отлагательств.
«Вся проблема в том, что Вы не слушаете людей! Для города-миллионника нужен крематорий. Почему городская власть не хочет или не может построить его? Что мешает?» — спрашивает Елена П. в Telegram-канале мэра краевой столицы под постом о перспективах открытия нового кладбища.
«Постройте крематорий, и земель в два раза меньше нужно будет на эти кладбища и уход за ними», — пишет там же пользователь мессенджера по имени Николай.
Красноярка Наталья считает, что неплохо было бы построить муниципальный крематорий к 400-летию города. А её тезка, Наталья С., предлагает рассмотреть возможность возведения здания для кремации на участке, выделенном под новое кладбище — пока объект находится на стадии планирования.