Химический обед. Как бороться с поставкой фальсификата в госучреждения?

В крупных сетях Красноярска, по крайней мере, на упаковке химической «молочки» стало появляться слово «спред». © / pixabay.com

Красноярский общественник вошёл в рабочую группу совета федерации РФ как опытный борец с фальсификатом. Его методы будут использовать при выявлении поддельных продуктов в бюджетных организациях страны, то есть в детских садах, школах, больницах и т. п. Но, чтобы они заработали, необходимы изменения на законодательном уровне. Корреспондент «АиФ-Красноярск» выяснил, какие успехи достигнут ы борьбе с фальсификатом. 

   
   

Найти подделку

«Если посмотреть информацию о госзакупках, а она есть в открытом доступе, то можно легко понять, что, например, 90% сливочного масла, которое поставляют в госучреждения Красноярска, - фальсификат, - рассказывает руководитель Общественного центра по борьбе с фальсификатом Игорь Болбат. - Ну не может килограмм масла стоить 200-250 рублей. Минимальная цена этого продукта - 400 рублей за килограмм».

Игорь Болбат - известный в Красноярске борец с фальсифицированными продуктами. Летом прошлого года он добился снятия с продажи поддельного сливочного масла почти в трёхстах магазинах Красноярска и пригорода. Благодаря ему в ряде бюджетных организаций отменили результаты торгов, по которым должно было поставляться «сливочное масло» по цене 167 рублей за килограмм.

Сейчас Болбат пытается отменить поставку 200 тонн продукции в детские сады, школы, интернаты, больницы, которая, по его сведениям, может быть фальсифицированной. Дело в том, что на торгах выиграл поставщик, который предложил цену в два раза ниже реальной.

Узнать, натуральный продукт или подделка, можно путём лабораторных исследований или при помощи специального прибора - люминоскопа, прямо на месте в торговой точке или госучреждении. Правда, по словам общественника, постоянно появляются новые компоненты, из которых, например, химическое «молоко» по вкусу, цвету и запаху получается такое же, как коровье. А это значит, что выявить фальсификат становится всё сложнее.

Всё лучшее - детям?

«Необходим постоянный контроль за поступающей продукцией в самих учреждениях, - объясняет Болбат. - По существующим правилам, каждую партию должна принимать специальная комиссия. Но определить качество продукта она может только на глазок. Опять же, если что-то такое заподозрят и откажутся принимать товар на склад, готовить будет не из чего, так как мгновенно поставщик менять продукты не будет».

Решить эту проблему мог бы специально созданный кооператив или склад, объединяющий разных производителей. Если один товар экспертизу не проходит, то его тут же можно было бы заменить другим.

   
   

Ещё один момент. Сейчас за качество продуктов, которые поступают в госучреждения, отвечает руководитель. И ему выписывают штраф (от 300 тыс. до 1 млн рублей), если надзорные органы фиксируют нарушения. При этом (вот где абсурд!) тому же поставщику просто предписывают товар заменить. Если даже его внесут в реестр неблагонадёжных, он может поменять название фирмы и вновь выставляться на торги.

Необходимы изменения на законодательном уровне. Возможно, депутаты и чиновники уже готовы делать шаги в этом направлении - не зря же они озаботились изучением мнений и опыта общественников.

А пока, по словам Болбата, в крупных сетях Красноярска, по крайней мере, на упаковке химической «молочки» стало появляться слово «спред». То есть у покупателя есть выбор - приобретать дорогой натуральный продукт или более дешёвый его заменитель. Но весь фальсификат, во-первых, ушёл в мелкие магазинчики в районы края, а во-вторых, им продолжают кормить детей в детсадах и школах, а также пациентов больниц. Что в таком продукте намешано, известно только тем, кто его делал. А ведь у кого-то он может вызывать пищевые расстройства или аллергию. Какой смысл тогда в составлении диетических столов и сбалансированного меню в учреждениях, где это прописано специальными правилами, если такая еда, что называется, не лечит, а калечит? 

Смотрите также: