Каждый второй - Бархатов. Как село стало привлекательным для туристов?

Изгибы реки Есауловки полюбились не только местным жителям, но и многочисленным туристам. © / Лена Стогова / АиФ

Село Бархатово расположилось в долине живописно изгибающейся реки Есауловка, среди крутых гор, покрытых соснами и берёзами. Пятиэтажки соседствуют с вековыми бревенчатыми домами и современными коттеджами. Здесь всего чуть больше 3 тыс. жителей, а в год бывает до миллиона гостей. На территории почти в 85 кв. км уживаются промышленность, туризм и пищевое производство, а люди увлекаются спортом, творчеством и свято оберегают память своих предков.

   
   

Дорога в Бархатово ведёт мимо «Сибирской Венеции», искусственного водоёма, через дачные сообщества и деревни Киндяково и Челноково – всё это территории Бархатовского сельсовета. Живописные места и зимой и летом, открытые солнечные поляны постепенно уступают место горам. Вот мост через реку, а перед ним стела с названием и дальше село.

Рука хозяина

Первое, что встречается на пути, – птицефабрика. Это градообразующее предприятие, которое было построено в 1970-е годы, пережило разные реформы, но функционирует до сих пор. Сегодня здесь работают около 400 человек. Благодаря птицефабрике село развивалось, в том числе были построены многоквартирные дома, проведено центральное водоснабжение и отопление во все социальные объекты. И сегодня зимой в селе не увидишь бесконечно коптящих труб.

То, что здесь есть хозяин, чувствуется уже на подъезде – дороги убирает новый трактор. Даже несмотря на обильный снегопад, который шёл всю ночь и продолжал идти, к 11.00 проезды были очищены. Улицы освещены, дома ухожены, развалюх нет, но есть прогулочная зона, детские и спортивные площадки. В здании сельской администрации недавно был ремонт.

Фото: АиФ/ Вера Ракова

Надо отдать должное: напрашиваться в гости долго не пришлось. О том, что приедем, сообщила в сельсовет буквально накануне поездки и в ответ от заместителя главы Анастасии Зеленовой услышала: «Конечно, приезжайте, будем рады. Иван Владимирович (Попов – глава Бархатово) в отпуске, но он обязательно всё покажет». А по приезде узнала, что в районе проходят масштабные учения, на которых главе нужно было быть в Берёзовке, и он ради встречи вырвался на пару часов. Рассказал о селе и лично познакомил с людьми, которые делают его таким самобытным.

Не ожидала, что люди будут говорить о местном главе администрации с благодарностью, многие по привычке ругают власть, а тут…

«Я живу в Киндяково всю жизнь, но таких изменений, как за эти три года, вообще не видела. Построили тротуар вдоль трассы, теперь дети могут безопасно ходить в школу, они даже на роликах там катаются, мамочки с колясками гуляют. Отремонтировали дом культуры – это центр нашей деревни», – рассказывает местная жительница Людмила.

   
   

«Только за то, что освещение теперь есть на всех улицах, можно быть благодарным, – говорит Геннадий. – Раньше с фонариками ходили, потом телефонами подсвечивали, а теперь сияет село, как новогодняя ёлка».

«Благодаря инициативе главы и его команде наш дом культуры вошёл в краевую программу развития культуры и туризма. В прошлом году на 2,8 млн рублей приобрели звуковое, световое, видеооборудование, новые кулисы. А сейчас готовим документы на ремонт здания, которому уже 47 лет, и здесь ни разу не проводился не только капремонт, но и текущий», – рассказала заведующая Бархатовским ДК «Юность» Татьяна Раденко.

Ивану Попову территория досталась хоть и небогатая, но с потенциалом, который нужно было разглядеть и направить в нужное русло. «Собственных доходов у нас всего 6–7 млн, а расходов – около 20 млн. Дотации от края – 11–12 млн на наши минимальные нужды. С такими деньгами о развитии говорить сложно. Но сейчас в крае работает много разных программ для развития села, связанных с инициативным бюджетированием, нужно просто разговаривать с людьми, рассказывать о том, что есть, и помогать правильно оформить документы. Кроме того, у нас работает бизнес, который можно привлечь на помощь селу и в инвестпроекты. И мы это делаем», – делится глава.

От птицефабрики до карьера

На территории сельсовета также работает комплекс отдыха «Бархат-парк», кондитерский и рыбный цеха, есть крестьянско-фермерские хозяйства. Планируется построить завод по изготовлению соков на территории бывшего картинга, карьер по добыче щебня.

Восемь компаний вошли в муниципальный комплексный проект развития сельского поселения на базе центра регионального развития «Локальная экономика». Эти предприятия вкладывают серьёзные деньги в своё развитие, создают новые рабочие места, обеспечивают поток туристов. А край выделяет деньги на ремонт дорог и инженерных коммуникаций. За два года частные инвестиции составят 624 млн рублей, на инфраструктуру из регионального бюджета дают 137,7 млн. Почти половина этих денег уже освоена.

Мы успели побывать на территории «Бархат-парка», раньше он был известен как центр летнего отдыха – в последние несколько лет здесь работает открытый аквапарк. Сейчас территория расширяется, строится деревня на 23 дома, в ноябре уже запустили в эксплуатацию несколько из них. Люди катаются на плюшках по озеру и с гор. На территории стоит самая большая в Сибири юрта под общепит. Постоянно здесь работают 30 человек из соседних деревень и Сосновоборска, а летом число рабочих мест увеличивается в 2–2,5 раза.

База отдыха возле села работает круглый год. Фото: АиФ/ Вера Ракова

В жаркую погоду на трассе перед поворотом на Бархатово можно увидеть многокиломет­ровые пробки из желающих попасть в аквапарк. Именно поэтому летом запустили параллельную дорогу через «Сибирскую Венецию». Эта территория, кстати, как бельмо на территории сельсовета. Его хозяин в развитие давно не вкладывается, локация, претендовавшая на место для шикарных фотосессий, отдыха и развлечений, давно превратилась в руины, больше похожие на заброшенную после атомной аварии Припять.

Ещё люди переживают из-за строительства карьера по добыче гравия, который по своим характеристикам превосходит гранит и может применяться в строительстве дорог, мостов и метро. По всем показателям это даст толчок развитию посёлка: новые рабочие места, инвестиции, налоги, но у жителей пока вопросов больше, чем ответов.

«После появления карьера вся экосистема здесь будет нарушена. Сельское хозяйство не будет работать, курица на птицефабрике перестанет нестись. Эти горы многовековые, их тронь – неизвестно, какие последствия будут. Там кедрач, птицы, животные. Почему этот карьер почти в селе Бархатово, всего в 800 м? Видимо, этот вопрос давно решён, и все наши действия: сбор подписей, письма, суды – уже не помогут…» – сетуют жители.

Собственник Юрий Башкиров уверяет, что всё делает в рамках закона, есть разрешительные документы, согласование с Минприроды, и проблем у жителей не возникнет.

Природы местный колорит

О том, как это будет в реальности, никто не знает: получит посёлок новые рабочие места и развитие или захлебнётся в пыли. И тогда не будет многочисленных туристов, которые приезжают сюда, в «Бархат-парк», не только для развлечения, но и прогуляться на свежем воздухе по многочисленным тропам в горах со звучными названиями и красивейшими видами – Ерлычиха, Слудка, Абулдан, Царская, Камень, Коробашка и видовка на Есауловскую петлю.

Это место в последние годы притягивает многочисленных туристов из Красноярска, уставших от благ цивилизации. Тропы здесь сформированы ногами местных ценителей природы, скамейки, беседки сделаны их же руками. Местным давно стал гость из Армении Паруйр Петакчаян. В Бархатово он приехал 35 лет назад и влюбился в эти места. А ещё – в местную жительницу Анну Бархатову (о ней будет отдельная история). Остался здесь. Руки, привыкшие строить, и гостеприимная кавказская душа не дают покоя. Все, кто имел удовольствие гулять по местным горам, видел три беседки, стоящие вдоль троп, – это дело его рук и ещё нескольких местных жителей. Они на санях или на своих плечах носили туда материалы и мастерили.

«Гости, которые регулярно приезжают прогуляться здесь, меня уже знают, звонят. Я готовлю мангал, картошку для запекания и встречаю с хлебом-солью», – рассказывает Паруйр Давыдович.

На вопрос главе, будут ли здесь территорию благоустраивать, он загадочно улыбается: «А зачем? Сейчас тут туристов достаточно. Если построить стандартные беседки, уйдёт местный колорит, гостей станет больше. Нужно ли это местным жителям – большой вопрос. Пусть это место останется нетронутым. Таблички с указателями обязательно поставим, чтобы люди не блуждали, и этого достаточно».

По заповедям рода

Очень много в селе семей с фамилией Бархатовы. В середине ХХ века их и вовсе была половина деревни. Все они потомки основателя – казака Бархатова, который поселился здесь в середине ХVIII века. Место ему понравилось из-за близости леса для строительства и полей для выпаса скота. Построил здесь дом, родил четырёх сыновей, трое из которых тоже остались жить в деревне.

Анна Михайловна – одна из представителей рода основателей. Несмотря на то что выходила замуж, фамилию свою не меняла, и её единственная дочь тоже носит фамилию своих дедов.

Фото: АиФ/ Вера Ракова

«У нас так в семье заведено, даже дочки брата, которые родились в Казахстане и уже имеют свои семьи, так и остались Бархатовыми. Дочка пока не замужем, но уверяет, что фамилию тоже сохранит».

Анна Михайловна живёт в доме своих родителей, который строили всей деревней для её прабабушки Марьи по материнской линии 115 лет назад. Женщиной она была очень доброй, её любили и уважали ещё и за то, что могла лечить людей. Строители решили отблагодарить хозяйку за хлеб и соль и поставили дом выше, чем у других.

Он до сих пор возвышается над остальными старыми домами на улице Ленина и в добротности не уступает новостройкам. Когда несколько лет назад делали пристройку для тёплого санузла, стали распиливать стену, порвали несколько цепей – такой крепкой оказалась сосна. Как говорит Анна, умели раньше правильно лес заготавливать. Ещё несколько лет назад была русская печка, но стала изнутри разваливаться, пришлось заменить её на современный камин. Хоть в доме и есть центральное отоп­ление, но в межсезонье без него не обойтись.

Есть в семье ещё одна реликвия – икона Покрова Божьей Матери, которая появилась благодаря той же прабабушке Марье. Под этими образами были венчаны её родители.

В 1933 году, когда рушили церковь, икона вместе с другими оказалась на складе, их должны были уничтожить. Прабабушка выменяла у сторожа икону на 13 пудов хлеба. Ночью перенесла её и спрятала в крыше, присыпав землёй. Там она пролежала 35 лет. Достали её, когда делали ремонт. Анне тогда было 10 лет.

«Прабабушка строго-настрого наказала моей маме, чтобы, как только снова построят церковь, отнесла её обратно. Ждём, когда построят: если я не успею, то дочка исполнит её волю».

Сейчас в селе церковь располагается в помещении бывшего продуктового магазина, а на месте разрушенной пока стоит мемориальный поклонный крест. Строительство храма запланировано, есть даже проект, но когда его реализуют, никто не знает. Хранительница иконы и рода Бархатовых надеется, что икона дождётся своего возвращения.

От царских времён до перестройки

В Бархатове есть даже свой музей. Пока частный. Его основатель Марина Аникина собирала экспонаты почти 50 лет. 20 лет просила у руководства помещение, а два года назад ей выделили несколько комнат на базе спортклуба «Старт».

Музей похож на ларец с потайным дном, даже с несколькими. Сразу на входе предметы школьного обихода советской эпохи – галстуки, форма, грамоты. За углом расположилась домашняя утварь довоенной эпохи – лапти, прялки, сарафаны, сундуки, рушники, вышивка. Дальше посуда – самовары, кружки, глиняные изделия, расписные ложки. В углу деревянные инструменты – коромысло, точило, мельница, рубанки и ещё один предмет, назначение которого Марина Альбертовна пока не выяснила. А ещё – деревянные санки и люлька, а за дверью музыкальные инструменты, от балалайки до стереосистемы, телефоны разных мастей, украшения и ёлочные игрушки, обувь, коньки и многое другое.

Марина Аникина 50 лет собирала экспонаты. Фото: АиФ/ Вера Ракова

По словам Марины Альбертовны, здесь больше тысячи экземпляров. Что-то она нашла в доме своих родителей, какие-то вещи ей приносили люди, а кое-что пришлось спасать от уничтожения.

«Музей посвятила своей матери Марине Григорьевне Голубевой, которая приехала сюда жить в 1971 году, работала учителем истории в местной школе, была завучем. Она привила мне любовь к старине. У каждой вещи есть своя душа, своя история. Например, шаль, которая пережила блокаду и приехала сюда вместе с хозяйкой. Вот парта из старой деревянной Берёзовской школы, косынка с Олимпиады-80, её мама привезла, когда возила туда детей. Вот газета с победным номером от 9 мая 1945 года, её принесла одиннадцатиклассница, газету хотели выбросить после смерти дедушки. Есть фарфоровая кружка, пережившая революцию», – знакомит с экспонатами хранительница истории.

Кстати, Марина Альбертовна – художник. Благодаря ей многие старинные предметы обрели вторую жизнь. Например, деревянные прялки, которые едва не сожгли, – после реставрации они заняли своё место в музее. Она же прививает любовь к истории и чувство прекрасного детям из творческого кружка, которые приходят к ней заниматься рос­писью и работой с берёстой. «Для этих детей стараюсь, надо же будет потом музей передавать в чьи-то надёжные руки».

Старость дома не застанет

Ещё одна легенда посёлка – Марта Корнеюк, спортсменка, лыжница и идейный вдохновитель здорового образа жизни для нескольких поколений бархатовцев.

50 лет женщина отработала в местной школе учителем физкультуры и только два года назад ушла на пенсию. Но дома ей не сидится. Вместе со своей подругой Еленой Бархатовой организовали клуб по интересам и прививают любовь к спорту «таким же девчонкам», как сами.

«Нас постоянных шесть человек, а так бывает и до пятнадцати. Зимой обязательно лыжные или пешие прогулки до 10 км – каждый день в любую погоду. Летом походы с костром, и во все времена года – йога.

Самое главное в нашем возрасте – это общение. Есть ещё в нас порох, поэтому занимаемся. Если вдруг по какой-то причине не получилось – вот ногу недавно ломала со смещением, много пришлось сидеть, – как будто день зря прошёл».

Спортивная легенда Бархатова – Марта Корнеюк. Фото: АиФ/ Вера Ракова

Но даже несмотря на травму, женщина быстро восстановилась, делала специальную гимнастику и массаж. Полумарафоны, правда, теперь не бегает, а раньше участвовала во всех районных и краевых соревнованиях. В ноябре прошлого года заняла второе место в краевом этапе зимнего фестиваля ВФСК ГТО, уступив лидеру только в стрельбе два очка.

«Вообще, званий у меня никаких, на мастера спорта сдать не успела, родился сын, затем дочка, а потом работа, и дети в школе не давали возможности ездить на сборы. Но всегда всех вдохновляла своим примером. Дети мои тоже ни дня без спорта не живут, теперь и четверо внуков. По выходным мы с ними обязательно ходим на длительные прогулки по окрестностям, ездим на Столбы. Всегда была лёгкой на подъём. Потому и молодая, старость меня дома не застанет», – смеётся женщина.