Биолог Олеся Кормилец: «Знаю каждую кислоту в лицо»

Олеся Кормилец - сотрудник Института Биофизики РАН. © / Институт Биофизики СО РАН

10 ноября - международный День науки. В этом году ежегодную премию, учрежденную Л’Ореаль-Юнеско «Для женщин в науке» получила красноярка, сотрудник Института биофизики РАН Олеся Кормилец (Махутова). Корреспондент «АиФ - Красноярск» поговорила с победительницей о конкурсе, научных интересах и о сочетании личной жизни и науки.

   
   

Важная кислота

«АиФ-Красноярск», Татьяна Руденко: - Олеся, что это за конкурс, как вы на него вышли?

- Национальный конкурс «Для женщин в науке» проводился уже в 9-й раз, премии ежегодно получают 10 участниц. В 2009 году победительницей стала сотрудница красноярского Института биофизики Екатерина Шишацкая. Поначалу непонятно, как связаны L’Oréal и наука. Однако это достаточно серьезный конкурс, который проходит при участии РАН и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Участвуют в нём женщины, кандидаты и доктора наук в области естественных наук - физики, биологии, химии, медицины. Оценивалась не одна работа, а научная деятельность в целом. К слову, внешний вид участников открылся для жюри, когда уже были выбраны победители. Один из важнейших критериев - количество публикаций в рейтинговых (импактовых) профессиональных журналах. Уважающий себя ученый должен публиковать свои исследования, чтобы мировое сообщество знало о его открытиях. Учитывался и индекс Хирша, это показатель цитируемости - важность научной публикации можно понять по количеству ссылок на нее. Важным было и прикладное значение исследований.

- Расскажите о сфере своих научных интересов.

- В центре внимания - жирные кислоты, известные как Омега-3. Они необходимы для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, полноценного внутриутробного развития, формирования нервной системы, зрения. Нехватка кислот Омега-3 для эмбриона может привести к развитию неврологических заболеваний, психической неуравновешенности, повышенной агрессивности.

Источник ценных кислот - водная среда. Они передаются по цепочке от микроводорослей к рыбе, и затем их получает человек. Выходит, рыба для человека - это основной источник этих незаменимых жирных кислот. Результаты наших работ показали, в частности, что потепление климата на количестве Омега-3 сказывается отрицательно.

- А как живут без этой кислоты вегетарианцы?

   
   

- В первую очередь от недостатка Омега-3 страдают любители жирной пищи животного происхождения, так как у них нарушается баланс жирных кислот. Небольшое количество Омега-3 организм может синтезировать из растений, кроме того, подключаются не активные обычно ферменты. Однако данный вопрос ещё не полностью изучен.

- Какую рыбу нужно выбирать, чтобы получить достаточно ценной кислоты?

- Лучше всего лососевые. В горбуше Омега-3 меньше, чем в форели или сёмге. В треске, минтае и тиляпии - совсем мало. Лососевые - дорогая рыба, зато у нас есть стратегический запас - консервированная сайра. Четверть баночки - это суточная норма Омега-3.

Фото: pixabay.com/ Больше всего омега-3 - в форели и сёмге.

Из Парижа далеко до работы

- Как проходят ваши исследования?

- Отбираем пробы в водоеме специальным оборудованием. Потом всей лабораторией разбираем пинцетом - порой сидим до ночи. Обрабатываем пробы и на выходе получаем графики с пиками жирных кислот. Я знаю каждую из них «в лицо» - у каждой из них свой спектр. 

Сейчас мы изучаем влияние температуры, солености и наличия в водоеме рачков гаммарусов, в народе известных как мормыши. Выяснили, что лучше всего вылавливать рачков из безрыбных озер и использовать в качестве корма для рыб.

- Как давно занимаетесь наукой?

- Что буду биологом, решила в шестом классе. Важно, что родители поддерживали мой выбор. Я училась в обычной школе в Богучанах, участвовала в конференциях и олимпиадах. В девятом классе увлеклась кольцеванием птиц, и когда мы с мамой приехали в Красноярск, пошли в университет на кафедру охотоведения. Сотрудники мне рассказали про миграцию птиц и даже подарили кольцо - я была счастлива. После школы поступила в КГУ на биологический факультет. Зоологию беспозвоночных у нас вел Владимир Иннокентьевич Колмаков. Он обратил на меня внимание, однажды подошел и сказал: «А ты не хочешь работать в науке?» А я очень этого хотела. Так я попала в Лабораторию экспериментальной гидроэкологии, где стала заниматься сначала систематикой, а потом перешла на биохимию.

- Можно ли сказать, что российская наука жива и развивается? Нет мыслей уехать в другую страну?

- Я хочу работать именно в этой лаборатории. Здесь у меня есть всё: самое современное оборудование и главное - прекрасный коллектив. Все это благодаря нашему руководителю - Михаилу Ивановичу Гладышеву. Далеко не во всех зарубежных лабораториях имеется такое оснащение. Скажем, к нам обращались исследователи из США, штат Иллинойс, хотели прислать свои пробы для обработки, чтобы написать совместную работу. В итоге вышла публикация в хорошем журнале. Российская наука, если взять нашу узкую область, выглядит очень достойно.

В бытовом плане, наверное, было бы интересно пожить за рубежом. Но как в том анекдоте: «Не хочу жить в Париже. Во-первых, французского не знаю, а во-вторых, на работу далеко ездить…».

Вместе - команда

- Вернемся к премии. Она учреждена для женщин в науке, а вот для мужчин подобных нет. Получается, что есть необходимость женщин специально поощрять?

- Дискриминации женщин в науке нет, по крайней мере, я ее не ощущаю. Но, возможно, их стоит поддерживать, потому что у них меньше возможности посвятить себя науке. Обычные женские обязанности в семье никто не отменял. В результате женщине приходится вложить больше сил, чтобы достичь сопоставимых с мужчиной результатов. В нашей области очень много кропотливой тщательной работы, экспериментов. Пока не закончишь - не можешь уйти, неважно, сколько времени на часах и как ты устал. Мне кажется, что мужчинам с этим сложнее. Зато они лучше умеют обобщать, видеть проблему более глобально. Поэтому нужно, чтобы в науке были и мужчины, и женщины. А вместе мы - команда.

- Не секрет, что женщине, достигшей высот в науке, сложно устроить личную жизнь. Мужчины побаиваются таких красивых, сильных и умных женщин, как вы. Как удается сочетать науку и семью?

- Муж по образованию тоже биолог, сейчас занимается разработкой настольных игр и руководит галокамерой. В октябре будет 14 лет, как мы вместе. Любовь, как говорят психологи, заканчивается на четвертом году, а потом люди или становятся родными, или нет. Самое главное - интерес к личности. Важно меняться, замечать свои ошибки, стараться идти друг другу навстречу. Разные увлечения - это только плюс, ими можно обмениваться. Всегда можно найти совместные идеи. Мужа и сына беру с собой в поездки по работе, вместе играем в «Эволюцию». То есть мы стараемся дополнять друг друга.

Сыну 12 лет, он у меня один, потому что мама эгоист - хочет заниматься наукой (Улыбается). Как ни смешно, но это так. Я не могу от нее оторваться. Но я безумно рада, что у меня есть сын. Он спортсмен, занимается плаванием. Считаю, что самое главное - научить ребенка достигать цели, не бросать дело на полпути.

ДОСЬЕ

Олеся КОРМИЛЕЦ (Махутова).

Родилась в 1981 году в селе Богучаны. Окончила биологический факультет КГУ, кандидат биологических наук. Старший научный сотрудник Института биофизики РАН. Замужем, есть сын.