«Наверное, никого не удивлю, если скажу, что, похоже, у нас в Красноярском крае идёт информационная война. По бескомпромиссности и накалу происходящее можно сравнить разве что с предвыборными баталиями, которые разворачивались в конце девяностых - начале двухтысячных. Только тогда, на мой взгляд, всё было гораздо честнее и понятнее: мы знали, что за право занять губернаторское кресло бились Лебедь и Зубов, а потом Усс и Хлопонин. Да, иногда противоборствующие стороны переходили на личности, но в общем и целом всё было честно. Избирателю предлагали выбор: хочешь - избирай «того», не хочешь - голосуй за «этого». О ситуации в регионе рассуждает председатель Союза журналистов Красноярского края Дмитрий Голованов.
Честнее и понятнее
Мне лично хочется знать: если этот губернатор, который сейчас есть, «плохой», то кто тогда «хороший»? Впрочем, очень сомневаюсь, что среди тех, кто эту возню затеял, есть «хорошие». Порядочные люди чужими руками каштаны из огня не таскают…
Оппозиция, политическая борьба, разоблачительный пафос... Вот только почему возникло всё сразу и вдруг? Что случилось? Весь красноярский лес дотла сгорел? Коммунальный мост рухнул? Прокурор объявил, что глава региона пойман с поличным при передаче ему взятки? Ничего этого нет, но волны «разоблачений» накатывают одна на другую.
Сначала губернатора Усса решают «вывести на чистую воду» навальновцы. «Расследование», однако, должного эффекта не возымело. Впрочем, даже не расследование это, так, халтурка: компиляция из старых публикаций, которые совсем несложно найти в Интернете, список принадлежащего главе региона имущества и его доход, который он официально декларирует на протяжении многих лет.
Потом вдруг прозрела руководитель краевой Счётной палаты Татьяна Давыденко: пришла на передачу к журналисту Андрею Караулову, сообщила, что её пугают, и рассказала про лес, миллиарды, а также китайцев и чиновников, которые вроде как всё это у нас украли. «Исповедь» сопровождалась слезами, артистичными жестами и чрезвычайно эмоциональными репликами ведущего.
- Ребята, сегодня мы бьёмся здесь за всех вас! - пафосно восклицал журналист.
Только, боюсь, что обращается он не к нам. Сдаётся мне, узок круг «ребят», за которых «бьются» (да и бьются ли?), и вряд ли они живут в Красноярске. Очень уж я сомневаюсь, что в случае смены губернатора на жителей края прольётся золотой дождь из лесных миллиардов. Опасаюсь, что человека, который хочет сесть в кресло главы региона, обуревают совсем другие мысли, далёкие от желания облагодетельствовать моих земляков.
Обвинить всех?
Всё понимаю: свобода слова и мнения, оппозиция, критика. Но как-то делается это, на мой взгляд, не по-людски. Почему, например, в качестве мишени для критики выбрали лес? Всё очень просто: его в крае много, почти миллион квадратных километров заняты тайгой. На этой огромной площади хватает всего - и чёрных лесорубов, и оборотней в погонах, и дельцов, контрабандой вывозящих кругляк в Китай... Там и хорошие есть заготовители, честные, которые и рубят как положено, и восстановлением леса занимаются - высаживают молодые деревца. Там много чего есть, на этом миллионе квадратных километров….
А вот обвинять во всех проблемах, копившихся в тайге десятилетиями, руководителя края, который ещё и двух лет не проработал в этой должности, некорректно. Почему та же Давыденко, которая у руля Счётной палаты с 2011 года, столько лет не замечала лесных проблем? Есть мнение, что это, может быть, потому что фирма её дочери выигрывала тендеры на авиапатрулирование лесов, а в этом году контракты не продлили. А ведь горожанин фигуру речи «всю тайгу в крае вырубили» воспринимает буквально! Хотя Татьяна Алексеевна, лётчик-любитель, не раз летавшая над «зелёным морем», прекрасно понимает, что сделать это так же сложно, как вычерпать всю воду из Байкала.
Пытаясь отбить информационную атаку, Усс процитировал расхожую фразу: «Чем чудовищнее ложь, тем скорее в неё поверят».
Те, про кого он это сказал, не растерялись:
- А чего это он на всяких фашистов ссылается? Наверное, потому что имеет немецкое гражданство? Это незаконно! При этом оппоненты никаких документов, подтверждающих факт иностранного подданства у красноярского губернатора, не представили. Усс, в свою очередь, официально заявил, что ни гражданства, ни вида на жительство ни в одной из зарубежных стран у него нет и никогда не было. Оппоненты этого заявления «не заметили», то есть поступили в полном соответствии с процитированным выше принципом. Хотя любой здравомыслящий человек понимает: обладатель двойного гражданства или вида на жительство в другой стране не может быть избран губернатором. Это запрещено российскими законами.
Кстати, Геббельс говорил буквально следующее:
«Если людей подводить к той или иной мысли постепенно, не торопясь, должного результата не будет. Если солгать по мелочи - тоже. Поэтому информация должна огорошивать, ведь только шокирующие послания маниакально передаются из уст в уста. Адекватные сведения проходят незамеченными... при этом одна ложь должна следовать за другой, не давая людям опомниться».
Дефицит фактов
Смею предположить, что в демонизацию губернатора Красноярского края вложены огромные деньги, что вся эта кампания развёрнута не просто так, а с определённой целью, но многие, очень многие мои земляки на это ведутся, верят тому, что говорят и показывают. Например, в телеэфире, на мой взгляд, очевидный дефицит фактов, зато режиссёрские находки впечатляют: играет тревожная музыка, мелькают снимки протестующих людей, причём на фоне московских пейзажей. Нагнетаются эмоции, создаётся настроение. Вот только против кого и за кого бьётся столичный журналист, непонятно: где сибирская тайга и где московские митинги? Но чтобы этим вопросом задаться, нужно подумать, пораскинуть мозгами, хоть чуть-чуть.
Или, например, история с дипломом по экономике, который студент СФУ не смог защитить в 2017 году. Якобы краевая власть испугалась жёсткой правды, которая прозвучала в студенческой работе. Допустим, журналисты, подхватившие тему, разбираются в экономике лучше профессоров, которые утверждают, что в дипломной работе много политических лозунгов и публицистического пафоса и совсем мало расчётов и выкладок. А ведь читатели возмущаются, пишут в комментариях, что руководитель края чуть ли не лично «загнобил честного юношу», нисколько не сомневаясь в том, что так оно и было. И никто из них не сопоставил факты: студент завалил диплом за год до того, как Усса назначили и. о. губернатора.
А до этого он 20 лет возглавлял Законодательное собрание края. И говорить, что Усс там прохлаждался, может только человек, лишённый либо памяти, либо мозгов, либо совести. Навскидку из последнего десятилетия - «стоп» Эвенкийской ГЭС, «стоп» заводу ферросплавов, «стоп» беспределу в КРЭК, «стоп» кабальной для края сделке по строительству аэропорта, «стоп» приватизации новосибирцами дорожной отрасли края. Уверен, у многих людей из числа руководителей предприятий, и не только аграрных, есть повод поблагодарить Усса за поддержку, помощь и простое человеческое участие. Вот только на пикеты они не выходят. И митингов с плакатами «Руки прочь от нашего губернатора!» не проводят. А зря.
Я здесь не пытаюсь обелять губернатора. Вот зачем он так подставился в Канске? Настоящий подарок политическим оппонентам. Почему это случилось, мне лично объяснить трудно. Возможно, что в какой-то момент в губернаторе проснулся спикер Законодательного собрания. Но зона стихийного бедствия - не парламент, а жители пострадавшего от наводнения города - не депутаты, и пикировка с ними неуместна…
Ну, получил Александр Викторович свою порцию критики в СМИ и соцсетях, извинился. Извинения были приняты. На этом бы остановиться - но нет, горячие головы продолжают требовать крови. Появился даже активист, который вышел на одиночный пикет и требовал отставки губернатора.
Впору спросить: чего вы добиваетесь, ребята? Думаете, что новым главой края станет бывший физрук, подручные которого с фанатизмом атакуют губернатора? Не будет этого. Пришлют очередного варяга на царство. Этот, что ли, остановит воровство в лесу? Скорее, на новые деляны поделит и начнёт пилить пуще прежнего. А о красноярцев в очередной раз будут вытирать ноги.