Последний рубеж. Всеволод Севастьянов о детстве, политике и православии

В марте известному политику и ученому края исполнилось 85 лет. © / пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края

Про него говорят: болеет за Россию и его народ. А ещё – за родной край, в котором родился и где пригодился. Всеволод Севастьянов – один из старейших политиков Красноярского края, 35 лет он представлял интересы своих избирателей в законодательной ветви власти. Начинал политическую карьеру при советской власти в комсомоле, партии, затем со всеми вместе переживал годы перестройки, распада СССР и реформирования России. Работал со всеми губернаторами Красноярского края, но всегда имел свою позицию. 10 марта одному из известных политиков исполнилось - 85 лет.

   
   

Отец – государство

Он родился в Красноярске в 1938 году. Ребёнок войны. Как-то в интервью нашей газете вспоминал то время и эпизоды, которые врезались в детскую память. «Гоняем футбол на улице, вдруг из какого-то двора раздаётся истошный крик. Мы все понимали, что похоронка пришла. Через пару минут мы уже снова пинали мяч. Это стало привычным».

Осознание масштабов трагедии пришло позже. В семье Всеволода Николаевича четыре человека ушли на фронт: три дяди и отец – вернулся только один. «В 8-м классе к нам пришёл новый историк и говорит: «Встаньте те, у кого отцы вернулись с фронта». Из 28 ребят встали четверо. Я тогда впервые очень остро почувствовал, какая это трагедия. Мне казалось, что этим четверым парням было стыдно, что у них есть отцы, а у нас нет. Но никто из нас себя сиротами не чувствовал. Потому что знали: отец у нас есть – государство. И знали, что, если будешь хорошо учиться, станешь тем, кем хочешь».

«Болеет за Русь»

И судьбой своей он доволен. После окончания Сибирского технологического института много лет был на комсомольской и партийной работе. Единственный учёный, кто стал ректором сразу двух вузов – завода-втуза (СибГАУ им. М. Ф. Решетнёва) и Сибирского технологического института. 12 лет избирался депутатом краевого совета народных депутатов, затем – его председателем. В 1994–2016 гг. – депутат Заксобрания края. Уйдя из большой политики, Всеволод Николаевич по-прежнему в пуле авторитетных общественных деятелей. В частности, возглавляет Общественный совет при Красноярской митрополии.

13 марта в Архиерейском доме митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон вручил юбиляру медаль Красноярской епархии священномученика Амфилохия (епископа Красноярского) III степени. Владыка отметил особые качества ученого и политика – неравнодушие, преданность своему делу и людям. «Всеволод Николаевич болеет сердцем за Русь, русский народ, за Сибирь и Красноярский край».

«Сам общественный совет – явление уникальное, ни в одном регионе России нет такого. В него вошли представители разных партий и сфер деятельности – педагоги, медики, учёные, историки, чиновники, правоохранители, работники культуры, общественные деятели. И в центре внимания всякий раз оказываются именно те вопросы и проблемы, которые волнуют большинство жителей края. И правильный тон этому обсуждению задаёт именно Всеволод Николаевич», – говорит профессор Николай Дроздов.

   
   

Особая миссия

Сам Всеволод Николаевич, много лет считавший себя атеистом, отправной точкой осмысления роли православия в истории страны назвал мерзкое выступление известного русофоба, американского политолога Збигнева Бжезинского.

«Когда он заявил, что США покончили с коммунизмом и СССР, теперь осталось поставить на место православную церковь, и их миссия будет выполнена. Меня это задело. Я написал статью «Рубеж», где выразил отношение ко всему происходящему, критиковал церковные власти и призывал стоять за православие как за последний рубеж Отечества. Это был 1999 год. В том же году меня пригласили на научно-церковную конференцию, посвящённую роли православия в Сибири. Когда выступал, в зале была полная тишина. А закончил словами: «Мы должны отстоять православие как последний рубеж русской ментальности, как стояли под Сталинградом».

А ещё он верит в особую миссию России – собирать и защищать. «Уверен, что наша страна способна объединить разные народы и дать им возможность жить вместе», – говорит Всеволод Николаевич.